Non scholae
sed vitae discimus

Как живут подкасты в Вышке?

Мы поговорили с Данилом и Кириллом, создателями проекта HSE Podcast Club. Это закрытое комьюнити студентов, которые работают в медиа-индустрии, записывают свои собственные подкасты. Мы задали ребятам вопросы об их проекте, о формуле идеального подкаста и узнали главный секрет успеха.

Как живут подкасты в Вышке?

Что за проект HSE Podcast Club? Как он возник?

Год назад, летом 2021 мы с несколькими ребятами, которые занимались подкастами, списались и решили сформировать свое комьюнити. Создали чат, добавили туда около десяти человек и договорились встретиться после сессии. К сожалению, после встречи все как-то затихло.

Даниил: Уже зимой дело сдвинулось с мертвой точки. Мы познакомились с Кириллом, и я узнал о запуске подкаст комьюнити. Присоединился к ребятам и началось: встречи, разговоры, распределение ролей и обязанностей. Мы стали обмениваться опытом, знаниями, связями и контактами, все вместе развивались. Полноценно стали работать в сентябре. Мы регулярно собираемся раз в неделю, обсуждаем планы и встречаемся с разными ребятами из индустрии. 

Цель сообщества — регулярный обмен опытом и знаниями, проведение питчингов, организация митапов с известными подкастерами и представителями индустрии. Мы, студенты Вышки, которые уже работают в студиях подкастов, записывают подкасты для организаций и брендов. 

Повлияла ли внеучебка на профессиональное развитие?

Кирилл: Мой карьерный путь, моя профессиональная жизнь полностью развилась из внеучебки. Сначала я был корреспондентом в «ТелеВышке», потом — event-менеджером. Мне понравились медиа и подкасты, я стал заниматься этим профессионально. Сейчас внеучебка помогает заводить профессиональные знакомства. 

Даниил: Внеучебка невероятно важна для практико-ориентированных специальностей: журналистика, менеджмент. Понятно, если ты хочешь строить карьеру в банке или науке, то на первое место стоит ставить hard skills, но, если ты собираешься реализовывать проекты и делать ивенты, внеучебка просто необходима. Я сам стал заниматься подкастами в одном из проектов Вышки — «Медиа-мастерская». Затем предложил сделать совместный с Дирекцией по цифровым медиа и продвижению подкаст, мы сделали «Поступай как знаешь». Так я и нашел себя.

Внеучебка это про hard или soft skills?

В первую очередь внеучебка — это soft skills. Если ваша специальность связана с созданием проектов или медиа, то можно получить и hard skills, реальную практику и опыт. 

Если говорить про наше комьюнити, то это soft skills, мы просто собираем ребят из разных проектов и обмениваемся опытом, прокачиваем знания.

Какие подкасты сейчас делают в сообществе?

У нас довольно свободное комьюнити. Мы не заставляем никого что-то делать, мы поняли, что в напряженной атмосфере ничего не получится. 

Есть ребята из «Подкаста Лайфхакера», «Техники речи», «Парка Культуры», «Дожить до 18+», «ЛитРес», абсолютно разные — кто-то из индустрии, кто-то делает сам, кто-то делает внутри студенческой организации. 

Мы просто объединяем в одно комьюнити уже готовые подкасты, которые самостоятельно развиваются, мы занимаемся нетворкингом, обсуждением подкастинг индустрии, обмениваемся опытом и знаниями. Также мы делимся инсайтами, например, ребята из «Дожить до 18+» рассказывали, как продвигали свой подкаст в районной газете. 

Есть ли формула создания подкаста, который станет популярным?

Закономерности есть, но, если у кого-то получилось, не факт, что, повторив все то же самое «выстрелит» и у вас. Мы стараемся выделить эти закономерности, вместе осмыслить их, прийти к идеям и понять, как делать и развивать подкаст.

Как сейчас живут подкасты в России?

В какой-то момент подкасты были в тренде, на пике своей популярности. Сейчас нельзя сказать, что наблюдается ее снижение, просто аудитория подкастов перетекает в другие формы контентов. Также много студий закрылись или стали выпускать материалы реже. В целом сложно давать оценку развитию, исследований по подкастам очень мало в России, нельзя посмотреть статистику и точно сказать, где упали прослушивания, а где сохранились. 

Почему люди слушают подкасты?

Подкасты очень «хайповая», раскрученная, трендовая вещь, но если сравнить с рынком видеоконтента, то он в разы больше. Но это пока. В США они уже сопоставимы. 

Подкасты — язык тренда на ускорение, тебе нужно быть быстрее и продуктивнее. Их чаще слушают в больших городах, когда едут на работу или учебу. За час поездки можно узнать полезную информацию, новости. 

Есть несколько теорий почему люди слушают подкасты. Во-первых, подкасты ассоциируются с образовательным контентом, время, потраченное на подкасты, проходит не зря, это же не видео на YouTube или в TikTok. Во-вторых, у многих возникает ощущение, что они подслушивают людей или же участвуют в разговоре с друзьями. Возникает доверие к ведущим и желание все больше прослушивать подкаст.

Что нужно уметь, чтобы вести подкаст?

Подкасты это про свободу. Это не как на радио, не нужно говорить чистой, вылизанной речью с правильными ударениями. В подкастах важно, насколько ты интересный и какая у тебя атмосфера, очень легко прощаются дефекты речи. 

Для записи подкастов не обязательно иметь большую студию, большинство записывается в домашних условиях. Один из самых популярных в России подкаст «Что случилось» пишется из шкафа. 

Контент стал важнее технической части, но какой-то минимальный набор оборудования должен быть: телефон, компьютер, наушники. 

Как создать интересный подкаст? Это уже тема длинной дискуссии. Нужно поработать с содержанием, постановкой интересной темы, харизмой. Если хочется узнать побольше: как делать контент в подкастах, как создать подкаст от идеи до реализации, есть замечательная книга Эрика Нюзума «Пошумим. Как делать хитовые подкасты», советуем прочитать.

Почему решили создать подобное сообщество именно в Вышке?

Во-первых, мы сами учимся в Вышке. Во-вторых, здесь больше концентрация ребят, слушающих подкасты. 

У нас сейчас закрытое комьюнити, есть отбор. Мы берем не всех, есть очень много ребят, которым хочется разобраться в подкастах, но при этом у них нет никакого бэкграунда и возможно даже мотивации. К нам попадают только те ребята, которые хотя бы как-то и где-то делали подкасты или у которых много классных идей и мотивации. Но с отказом мы пишем рекомендации, даем список литературы и советуем отправить анкету к нам повторно через два месяца.

Для кого открыт медиарынок подкастов?

Рынок очень разный: можно заниматься рекламой, можно редактурой, можно развиваться как ведущий. Рынок подкастов открыт для тех, кто очень сильно хочет себя реализовать. 

Сейчас подкасты сильно романтизируют. Перед тем как пойти в эту сферу, стоит пару раз проверить свою мотивацию, не надумана ли она или навязана. 

Кому точно не нужно идти в подкасты?

Тому, кто думает, что это все очень просто. Если у вас все плохо с soft skills. И, очевидно, тому, кому подкасты не интересны. Важно понимать, что если ты не умеешь работать с людьми, не готов к сумасшедшему графику, а хочешь только зарабатывать миллионы и сделать свой голос узнаваемым, то подкасты тебе не подойдут.

 

Следить за сообществом подкастеров можно тут: https://t.me/hsepodcastclub