Non scholae
sed vitae discimus

«Про внутри, а не вне»: пластический спектакль «WHOme»

20 апреля в 19:00 состоится премьера первого пластического спектакля в Вышке. Редакция EXTRA поговорила с хореографом Таней Черепановой и с координатором Дианой Ганиной о проекте и его подготовке. 
Школа классического балета не меняется уже много лет, она выстроена по точным канонам: сопровождается определенной музыкой, содержит определенный набор связок. Новый жанр современного театра — пластический спектакль еще не так широко распространен, он резко отличается от других танцевальных жанров, поэтому нельзя упускать возможность посетить спектакль, созданный в НИУ ВШЭ.

«Про внутри, а не вне»: пластический спектакль «WHOme»

Таня: Классические спектакли, которые мы все привыкли видеть, как правило, поставлены по произведениям, то есть там есть некоторый сюжет, который иллюстрируют на сцене. Сейчас все чаще делают современные постановки, однако на сцене все еще есть герой и линия, которой он следует. В пластическом же спектакле все передается в основном через пластику тела, практически не используются слова. Некоторые определяют и балет как пластический спектакль, однако я с этим не согласна, потому что балет так же следует строгим канонам, как в танце, так и в сюжете. «Щелкунчика» везде показывают одинаково. Спектакль — это современная хореография, экспериментальные направления. Пластический спектакль — это полностью задумка хореографа-постановщика, которую он транслирует зрителям через завуалированные образы. Это метафорично и странно — люди, которые приходят на спектакль в первый раз, обычно ничего не понимают, но потом, когда ты окунаешься в этот мир, ты понимаешь, что это что-то, чего ты не видишь в обычной жизни, ты пропускаешь спектакль через себя.

Диана: Мне кажется, что прелесть всех пластических спектаклей в том, что они затрагивают эмоции и чувства зрителя, потому что никто не говорит прямо, что происходит, нет прямолинейности. Очень круто, что каждый сам вкладывает смысл в то, что он увидел. Я люблю такое творчество, где тебе не дают шаблон, и ты сам вкладываешь какие-то смыслы, накладываешь жизненный опыт и чувствуешь это как-то по-особенному.

Про трудности понимания спектакля

Таня: Все современные постановки — это нечто странное, поэтому часть зрителей, которые не подготовлены к такому могут не понять, потому что они хотят посмотреть постановку, где все понятно, где есть четкий сюжет, а когда это выходит за рамки их представлений, они воспринимают все в штыки. Скорее всего, таким людям не откликнется наш спектакль, и они, возможно, больше не придут. Но так как наш спектакль адаптирован не на профессиональную публику, которая разбирается в предмете, мы максимально стараемся все разжевать, полностью подготовить зрителя к шокирующему эффекту, чтобы все воспринималось мягче. Кроме того, это танцевальный спектакль — красивая картинка, пластика тела, комбинация, игра света и музыки, поэтому даже если некоторое не смогут понять смысл, они увидят красивую картинку и этого будет достаточно. Главное, чтобы люди погрузились в это. Это единственная наша цель — показать, что такое существует и что это не только красиво, но и несет глубокий смысл. Для такого нужен свой зритель, которому такое откликнется. Даже люди, которые далеки от танцев, но они поймут, что это их. Мы всегда сталкиваемся с чем-то новым, поэтому когда ты впервые видишь такую постановку, возможно, ты поймешь, что это именно то, что ты искал. Вышка — это топовый университет, где много умных ребят, и я думаю, что они поймут, и им зайдет этот спектакль. Нам не хотелось бы рассказывать, что будет происходить на сцене, но люди безусловно найдут ответы на некоторые вопросы, потому что смысл спектакля и то, что мы затрагиваем, очень важно в современных реалиях для каждого, кто живет, учится и переходит в новый этап. Если ты изначально знаешь тему постановки, ты смотришь на нее предвзято, пытаешься подогнать происходящее на сцене под какие-то каноны, а когда ты смотришь на чистый лист, тебе могут открыться дополнительные смыслы, которые хореограф даже не вкладывал. В этом и ценность. После спектакля у нас будет пресс-конференция, где можно будет поделиться собственными мыслями, появившимися во время просмотра. 

Диана: Я думаю, мы найдем своего зрителя. Сейчас концептуальное искусство стало мейнстримом, поэтому человек, который интересуется этим, получит положительные эмоции. Может быть, ему будет не близок смысл, но эстетическое удовольствие он получит. К тому же, у нас будут электронные либретто, где будет можно посмотреть список действующих лиц и сторону, в которую нужно думать и дать ориентиры. Я надеюсь, что постановка понравится не только как цельное действие, может быть, она побудит кого-то к размышлениям и поможет найти ответы на внутренние вопросы, потому что все, что происходит в нашей жизни, — это возможность для рефлексии и повод понять себя. Это более глубокая цель того, что мы делаем. 

Про декорации и необычный реквизит

Таня: Единственный реквизит, который у нас будет — доски. Дополнительных декораций не будет, потому что современные пластические постановки, в идеале, проводятся в так называемом черном кабинете — месте, где у тебя черный задник, черные кулисы, и единственное, что ты видишь это танец на сцене. Я помню, как у нас были споры: многие предлагали пустить картинку на экраны, чтобы не было пусто или тускло, но я была непреклонна: у нас будут только танцоры и их взаимодействие с реквизитом. Моя любимая и единственная хореограф, с которой я выросла, которая заложила в меня все то, что есть сейчас, всегда говорила, что когда происходит какой-то тупик, когда ты не знаешь, что делать или как начать номер, нужно представить пустую сцену и понять, что ты там видишь. И как только Диана сказала про спектакль, я представила пустую сцену и увидела там доски. Предложение Дианы, реквизит, идея спектакля — все это магически сложилось вместе. Казалось бы, что можно делать с досками, но на самом деле — это важный реквизит, который играет ключевую роль, столько приемов можно сделать с ними. Я думаю, что даже за такой небольшой промежуток времени мы придумали много всего интересного.

Актерам бывает сложно взаимодействовать с реквизитом, потому что они достаточно тяжелые, а у нас в труппе есть миниатюрные девочки, которые не могут взаимодействовать с ними. Поэтому случаются рокировки, когда я меняю исполнителей некоторых частей спектакля. Потому что актрисам тяжело, а с досками нужно бегать, нужно поднимать их. Но сейчас уже все приноровились, к тому же во время репетиций мы часто использует заменители реквизита, например, стулья, портфели, все что найдем.  Финал — очень грандиозная часть. Когда мы начинали ставить спектакль, я еще не знала чем он закончится, но сейчас я думаю, что можно станцевать только его и уйти. В нем заложено много смыслов, и доски в этом моменте играют самую важную роль. 

Диана: Да, у нас будут доски в рост с человека. Если у Тани, это визуализированная картинка, о которой она сказала мне с первых дней, то у меня это пул работы, которую нужно сделать, чтобы реквизит был на сцене. Я возила их в МИЭМ, чтобы мне их там распилили, возила их обратно, загружала на склад и так далее. Сейчас все сотрудники Культурного Центра участвуют в этой работе. Если верить в некоторую высшую силу, вселенную, то это именно тот путь, который мы должны были пройти. А доски у нас и реквизит, и декорации, и главная фишка спектакля. 

Про музыку, которая используется в спектакле

Таня: Мы используем не самую популярную музыку. Часто это какие-то странные шаманские мотивы, что–то эксклюзивное и уникальное. За много лет у меня накопилось множество подобных треков, кроме того моя подруга, которая учится на хореографа, помогла мне, скинув треки, которые очень подошли. Музыка у нас в спектакле — это не какие-то песенки «Нервов», где кто-то плачет и прямо рассказывается о том, что происходит. Это нечто, что вы не привыкли слушать, нечто экспериментальное. Кроме того,  у нас будет часть спектакля, где весь звук делается на сцене в режиме реального времени. Это уникальная часть, одна из моих самых любимых. К тому же у нас есть абсолютно магическая часть, трек для которой был найден спонтанно. Я просто листала треки и услышала его: странные бамы, звуки, битье досок и решила, что это точно должно быть в спектакле. Трек отлично лег на танец, и именно поэтому часть получилась сильной. Танцоры очень помогали выбирать треки, я всегда старалась к ним прислушиваться. Я думаю, что музыкальная часть тоже должна поразить зрителей. Диана делает огромную работу вместе со своей командой, поэтому я максимально ограждена от организаторских вопросов и полностью увлечена постановкой спектакля. Не знаю, сколько должно быть терпения у Дианы, потому что иногда я полностью ухожу в творческий процесс и выпадаю из социальной жизни. 

Диана: Так как я изначально вдохновлялась классической современной музыкой, в моей голове это была очень драматичная история: юбки и красный свет. Сейчас у нас все ровно наоборот. Когда я только задумывалась о создании проекта, я понимала, что будет хореограф и я не буду вмешиваться в творческий процесс. Я очень доверяю Тане, поэтому только она ответственная за идеи постановки и музыки, потому что я не хочу нарушить задумки в ее голове своей драматической музыкой. 

Так как Таня хореограф-постановщик, мы не можем полностью ограждать ее от административных вопросов. Например, она не хочет полностью рассказывать идею спектакля, поэтому мы не можем разместить лишнего в группе. 

Про творческие ориентиры и вдохновение

Диана: Для меня музыка стала отправной точкой. Я понимала, что я уже долго думаю о создании масштабного проекта, не просто танцевального номера, но ничего не предпринимаю, так что в какой-то момент я просто решилась. Но вся идея в целом — это мой бэкграунд. В детстве я занималась эстрадными танцами и театром, но это заложило любовь к этим видам искусства. У меня уже был опыт в организации мероприятий, я занималась этим в течение всего бакалавриата, и все это послужило отправной точкой. Когда у меня опускаются руки, я представляю то, что будет происходить 20 апреля, у меня загораются глаза и я снова готова работать.

Таня: Я танцую уже много лет. А в возрасте 10–12 лет я попала в свой любимый танцевальный коллектив, который заложил основы моей жизни как современника. У нас была современная театр-студия, где мы делали не просто танцы, где мы красиво выполняем элементы, у нас каждый номер был отдельной историей с отдельным смыслом. И чем старше я становилась, тем сложнее становились и смыслы в номерах. Когда мы ездили на конкурсы, мы видели профессиональные танцевальные группы и их номера. Поэтому когда мы сами доросли до определенного момента, мы сами начали ставить уже не просто постановки, а целые спектакли. Этот процесс намного интересней, потому что у тебя гораздо больше времени на то, чтобы рассказать зрителю целую историю. Хотя, конечно, и ставить такое значительно тяжелее. Самый первый спектакль я увидела в Екатеринбурге, его ставил театр «Балет Москва». У них был спектакль, и эти эмоции и впечатления, которые я испытала в детстве, остались со мной навсегда. Мне очень тяжело называть себя хореографом и ставить номера, потому что я не имею профессионального образования. С днем синдрома самозванца! Мне иногда стыдно за это, но несмотря на это, у меня всегда была мечта поставить что-то подобное в рамках вуза.

Про название и его смыслы

Таня: Мы не можем рассказать, что значит это название. Придите на спектакль и поймите, что оно значит. Оставайтесь на пресс-конференцию после спектакля, мы все обязательно обсудим. Я понимала, что название точно должно быть игрой слов. Мы были на фестивале EXTRA, и я сидела и рисовала на листочке, набрасывала варианты. Потом мы просто собрались с ребятами, и я объяснила, что хочу видеть, и они уже соединили все с дизайнерской точки зрения. 

Диана: Идея принадлежит Тане. А дальше уже дизайнеры думали, как можно это сделать, чтобы все было понятно, и я думаю, что у нас это получилось. 

Про коллектив, участвующий в создании

Таня: Работа с танцорами — это не односторонняя работа, а огромный творческий процесс. Несмотря на то, что у нас не профессиональный проект, мы проводили кастинги, чтобы понять, кто из ребят на подходит и по стилям танца, и по мышлению. Я смотрела не только на технику, но и на персоналии людей, потому что очень сложно работать с теми, кто тебе не откликается. В итоге в проекте остались только те, кто в нем по-настоящему заинтересован. Наш основной состав — одиннадцать девочек-танцоров — даже самостоятельно придумывали некоторые части спектакля, и я думаю, это важно, ведь ты понимаешь, что ты не просто марионетка в руках хореографа, но и творец. Первое время это было не просто заучивание танцевальных связок, а очень хаотичное придумывание действия. Думаю, мы и дальше будем работать с этой командой и реализовывать новые проекты. 

Диана: Понятно, что все что видит зритель — это танец и его исполнители, но не стоит забывать, что та часть команды, которая «стоит за кулисами», делает такую же часть работы. На нас лежит пиар, подготовка зала и репетиций, и все это детали, без которых спектакль не был бы возможен. Чем ближе премьера, тем больше мы работаем. Каждый из команды очень важен, у нас нет ненужных людей. 

Таня: У нас нет как такового сюжета, к которому привык зритель. Каждая часть спектакля имеет свой характер, будет завязка и кульминация, но не прямая сюжетная линия. У нас нет главных и второстепенных героев. В этом и есть основное отличие современных постановок, в том, что мы выходим за привычные рамки. Важно посетить спектакль, чтобы перевернуть представление о современной хореографии, потому что не все понимают, что это такое. Выйти за рамки представлений и посмотреть, что такое экспериментальная хореография. К тому же, искусство — это очень важно.