Non scholae
sed vitae discimus

Уютный, домашний, живой Театр НИУ ВШЭ

В декабре Театру НИУ ВШЭ исполнилось 25 лет. Изначально он представлял собой объединение студенческих творческих коллективов, однако в 1999 году открыл двери для желающих овладеть актерскими навыками. В театральную студию пригласили педагога из ВГИКа, который провел первый набор в студию. Вместе с ним проводили занятия его студенты — Алексей Мусин, Нелли Уварова, Ольга Глушко и Ирина Сиротинская, которая в будущем стала руководить театром.

Мы поговорили с актрисой действующей труппы Наташей и студенткой малой группы Кристиной, чтобы приоткрыть занавес театральной жизни и понять: какой он, этот Театр НИУ ВШЭ?

Уютный, домашний, живой Театр НИУ ВШЭ

Начнем с простого. Как бы вы могли описать ваш Театр?

Кристина: Я бы сказала, постоянно меняющийся и живой. В какой-то степени уютный, потому что ты приходишь сюда как домой. Разнообразный, потому что у нас очень много разных постановок на любую тематику. У нас строгая дисциплина в театре, но строгим его называть не хочется, нужно что-то более мягкое. Он требовательный. 

Наташа: Коллективный, помогающий, смелый, готовый пробовать. У нас есть разные жанры, не только драмы и комедии. Мы пробуем и стихотворную форму, и детские спектакли. Еще наш театр самостоятельный, потому что многое приходится делать самим: мы светим, регулируем звук, мастерим декорации.

Вы упомянули строгую дисциплину. У вас есть какие-то правила, которым вы следуете? 

Кристина: У нас есть несколько правил, которые мы стараемся соблюдать. Мы не приносим свои проблемы в театр, все это остается за дверью. Мы заходим внутрь, готовые к творчеству, пустые, легкие, воздушные. У меня такое чувство, что я вхожу — и как водопадом обливает и смывает все плохое. Я просто такая спокойная, как мне комфортно — выходить не хочется. Еще пара важных правил — не есть в помещении, не ходить без сменки и носить специальную одежду.

«Наше главное правило — не бояться ошибиться. Лучше тебе укажут на твои ошибки, чем ты испугаешься и не сделаешь ничего»

Чем малая группа отличается от основной трупы театра?

Кристина: Если в двух словах, основная труппа задействована в репертуаре театра,  а мы — еще нет. Малая группа учится: делает упражнения, чтобы раскрыться и выйти из зоны комфорта, практикует реакцию, ну и изучают теорию. Это все по-новому каждый раз, но занятие всегда начинается с десятиминутного зачина. Это такая миниатюра, в которой участвуют все. Мы выбираем какую-то ситуацию или событие, обсуждаем, кто кого играет и без репетиции показываем это преподавателю. Например, недавно мы показывали «Mortal Kombat». Назвали это Театр Fighting. Нас было около десяти человек, каждый имел свою роль: все были бойцами, и был один человек, который случайно попал в игру из нашего мира. Он не понимал, что происходит, но знал, что если кто-то узнает, что он настоящий человек, его быстро уберут. Это было очень необычно, потому что все ребята очень круто перевоплотились и не выходили из образа до конца.

Чем еще занимается малая группа? 

Кристина: Нам дают различные задания на этюды, дают какую-то ситуацию. Мы все это пытаемся прожить. У нас очень часто бывают упражнения на внимательность, на чувства. Частенько мы делаем «печатную машинку». Это очень сложная вещь. Вы садитесь в круг на стул, каждому человеку дается по одной или по две буквы. Мы должны хлопать на свою букву и на пробел, на знаки препинания топать определенной ногой и так далее. Для тренировки выбирается любое стихотворение, которое нужно вот так «напечатать».

Наташа: Есть еще и сложная версия, когда вы работаете в паре (два человека отвечают за одну букву). Тут работает не только внимательность, но и синхронность, которой бывает сложно достичь.  

У вас на сайте написано, что для прослушивания поступающий должен подготовить басню, стихотворение, отрывок из прозы, анекдот и спеть песню. Почему именно эти жанры?

Наташа: Это стандартный набор, аналогичный тому, что спрашивают в театрах. Важно посмотреть, как человек себя проявляет, увидеть все его грани. Поэтому есть и стихотворная форма, юмористическая — басня. Есть проза — наиболее приближенный к театру жанр. Спеть песню — это, скорее, про то, как по-актерски человек себя может подать в музыкальном жанре. Ему не обязательно хорошо петь, важно хорошо чувствовать.

А анекдот для чего?

Наташа: Анекдот — это короткая юмористическая форма. Если у басни более глубокий смысл, то анекдот — хороший способ рассмешить. Мы смотрим, насколько человек легко зажигает. Для актера все же важна энергетика, которую он несет со сцены. Это как раз та форма, когда достаточно быстро можно проверить позитивную энергию.

— Каким вы бы хотели видеть Театр через десять лет? Вот, допустим, ваши жизни уже не связаны с театром, но в один момент вы заходите на его сайт — что вы там хотите увидеть?

Кристина: Я бы хотела там увидеть людей с горящими глазами. Чтобы они хотели продолжать дело, которое было начато, и передавали его другим. Чтобы театр никогда не останавливался.

Наташа: Я бы хотела увидеть, что театр продолжает активно жить и существовать. Хотелось бы увидеть новые постановки, но и не переставать наблюдать старые. Как говорит наш мастер, мы не профессионалы, но мы стремимся к этому. Поэтому через 10 лет хочется видеть наш театр на нужном уровне.