Анастасия Пряникова: «Конечно, я всех их люблю, но иногда хочется и прибить»
Расскажи, как ты оказалась в «Черных воронах»? Был ли у тебя опыт участия в спортивных проектах в прошлом? Представляла ли ты, что примерно ожидать от организации студенческих соревнований?
Попала сюда довольно просто, но вместе с тем неожиданно. Шел первый год курса по спортивному менеджменту, когда в общую беседу написала Арина, наш прошлый менеджер, с предложением присоединиться к команде. Она искала себе преемника, потому что была на четвертом курсе и скоро должна была выпускаться. Я решила попробовать себя в этом и написала в ответ.
Это был мой первый опыт участия в спортивном проекте, и я, честно говоря, даже не знала, чего ожидать. Да, была спортсменкой, занималась плаванием, но на стороне руководителя никогда не была.
Не было ожиданий, но были ли страх и волнение?
Абсолютно точно было волнение. Помню, в самом начале Арина устроила мне испытание. Буквально за два дня до игры она попросила меня приехать на Южный лед, где проходят наши матчи. А это уже само по себе испытание: арена находится довольно далеко. Я должна была вести трансляцию игры для нашей группы ВКонтакте. Насколько это было действительно необходимо, я не знаю. Предполагаю, что это некое посвящение.
Сначала было весьма неловко. Просто представьте, я на втором курсе филологии, у меня одни девочки в группе, а Арина просто с порога заводит меня в мужскую раздевалку к хоккеистам, где штук двадцать голых торсов. Я думаю: «Господи, куда я вообще попала, что это такое?!». Потом я сказала пару приветственных слов, но в принципе кошмар был полный, я очень сильно переживала.
Сколько времени потребовалось, чтобы привыкнуть к этому?
Мне кажется, весь прошлый сезон. Мы много общалась с Ариной, она щедро делилась своим опытом. Весь год она сильно помогала, я ей писала по любым вопросам.
Были ли у тебя какие-то стереотипы о хоккее и спортивном менеджменте до прихода в команду? Случился ли «разрыв шаблонов»?
Я полупрофессионально занималась плаванием, но спортивных стереотипов знала довольно мало. Вообще, мне всегда казалось, что спортивный менеджмент – это очень солидные дядечки в дорогих костюмах. Ожидала, что все будет предельно серьезно, но, по факту, в студенческом спорте все оказалось совершенно иначе, здесь все гораздо менее формально.
Какие личные качества и навыки необходимы в твоей работе?
Стрессоустойчивость точно на первом месте. За ней следует личный энтузиазм, потому что спорт занимает огромное количество времени. К тому же, все это совершенно безвозмездно. Нужно быть готовым к тому, что ни денег, ни зачетных единиц, ни поблажек в учебе, ни даже грамоты ты не получишь. Нужно любить это дело и быть готовым отдавать ему значительную часть времени. Наконец, необходимы лидерские качества, в такой работе это будет только преимуществом, ведь ты отвечаешь за 20 с лишним человек, следишь за ними, подсказываешь, мотивируешь.
Вряд ли кто-нибудь из команды не согласится с тем, что ты тащишь на себе тяжеленный рояль в виде решения бюрократических вопросов, ведения социальных сетей и еще множества других функций. Что тебе кажется наиболее сложным?
Мне кажется, самое сложное – это взаимодействие с людьми. Я имею в виду нашу кафедру физического воспитания и руководство лиги. Постоянно при общении нужно к каждому находить особый подход.
Далее – ведение социальных сетей, общение с командой. Это тоже большой груз, особенно когда команда не хочет делать то, что ты предлагаешь. С другой стороны, если на игроков еще как-то можно повлиять, ведь мы в конечном счете все одна команда, то на представителей лиги и сотрудников кафедры почти нереально.
В целом, работа менеджера команды заключается в совмещении всех возможных задач, а не следовании какому-нибудь ограниченному списку заранее оговоренных обязанностей. Делаешь все: просто что-то дается легче, а что-то тяжелее.
Какие новые навыки ты приобрела? Работа с «Воронами» изменила тебя?
Думаю, да. Если говорить о том, какая я была на первом и втором курсах и какая я теперь – просто два разных человека. Сейчас я не боюсь взаимодействовать с людьми, где-то свое слово вставить, и подсказать, и повлиять, и поругаться. Теперь я понимаю, что в любых стрессовых ситуациях (а руководство спортом – сплошной стресс) я не только никогда не потеряю контроль над собой, но и отстою свою позицию. Это очень ценный опыт.
То есть ты сейчас можешь зайти в любой кабинет и тут же выторговать себе все, что ты хочешь?
Конечно, не с первого раза и не в любом кабинете, но, по крайней мере, я теперь знаю, как это можно сделать, и уверена, что я точно на это способна.
Следишь ли ты за командами из профессиональных лиг? Находишь ли в опыте организации взрослого хоккея идеи для работы со студенческим спортом?
Я всегда обращаю внимание на то, какие развлечения клубы устраивают прямо во время матча, могу этим вдохновиться в плане организации мероприятия. Взять, например, Ночь хоккея, которую мы недавно проводили, или маскот Ворону, которая бывает у нас на играх.
В большей степени вдохновляюсь соцсетями. В российском спорте я бы выделила Динамо и Авангард. У Авангарда классные интервью, а футбольное Динамо устраивало коллаборацию с факультетом Дизайна Вышки да и в принципе неоднократно заявляло о сотрудничестве с университетом, что очень здорово. Хотя, на мой взгляд, именно с хоккейными медиа в отечественном спорте все печально, вторично от НХЛ. Поэтому, я больше вдохновляюсь свежими идеями именно оттуда. У меня нет какой-то отдельной команды, за которой пристально слежу. Я скорее беру какой-то общий срез. Многие наши рубрики появляются как раз на основе того, что вижу в НХЛ. Среди примеров: блиц-опросы, видео Mic’d Up с тренировок и рубрики о любимых книгах и фильмах игроков.
Как часто ты ходишь на хоккей в Москве?
Я довольно часто ходила раньше, потому что у меня папа болеет за Динамо. Приходила чуть ли ни на каждый их матч. К сожалению, сейчас из-за того, что времени обычно очень мало, хожу гораздо реже. Но если есть какая-то возможность, особенно с друзьями, то могу иногда выбраться.
Ты говоришь, что твой папа болеет за Динамо. Не кажется ли тебе, что это добавило решимости стать менеджером «Черных воронов»?
Я думаю, что это точно повлияло, ведь с самого детства я постоянно вместе с папой была на каких-то матчах: футбольных или хоккейных. Впрочем, когда я год назад рассказала ему, что стала менеджером хоккейной команды Вышки, он нисколько не удивился, был к этому готов. Он знал о моем интересе к спортивной сфере.
А как это к этому отнеслась твоя мама, а еще знакомые и друзья? Расскажи о самой смешной или неожиданной реакции.
Мама тоже не удивилась, потому что мама также увлекается хоккеем – у нас это семейное. Вот друзья как раз очень удивлялись, особенно женская часть.
Пожалуй, самый смешной момент был, когда я, приходя на матчи еще с Ариной, начала выкладывать какие-то истории в соцсети. Все думали, что у меня в команде играет молодой человек, и что я посещаю матчи только для того, чтобы поболеть за кого-то персонально. Но я всем рассказывала, что я будущий менеджер. Для многих это было неожиданностью: мало кто знал, что студенческий спорт настолько развит, что команде вдруг может потребоваться менеджер.
Поговорим об учебе. Расскажи о филологии, которую ты изучаешь. Что в ней тебя привлекает, применяешь ли ты эти знания для руководства командой и как планируешь развиваться в этом направлении?
Думаю, хоккей и филология максимально далекие сферы. В деле менеджера помочь филологу может разве только грамотность в написании текстов и общий кругозор.
Перспективы после обучения на этом направлении полностью зависят от человека, потому что программа достаточно общая. Не бывает так, что ты выходишь с дипломом и гордо говоришь: «Я филолог». Все вокруг непременно спросят: «А кто это? Что это за человек?». В какой-то момент просто выбираешь дальнейший вектор: педагогика, СМИ и т.д. Я же хочу дополнить свое образование медиасферой или дизайном, а филологию использовать как базу.
Какие увлечения помогают тебе отдыхать хоккея?
От хоккея я отдыхаю, когда занимаюсь своим видом спорта – конным спортом. Происходит такая любопытная для меня смена ролей, когда я перестаю быть менеджером и сама становлюсь спортсменом.
Однако самое главное, что во время занятий мой телефон часа четыре лежит в раздевалке. Потому что в любой день недели и в любое время, кто-то из команды звонит или пишет.
Конный спорт я выбрала, потому что очень сильно люблю животных. Здесь все зависит не столько от тебя, сколько от твоего партнера – коня. Поэтому это не совсем спорт в его классическом понимании. Это определенный стиль жизни или ритуал, когда ты проводишь с конем несколько часов в день, ездишь к нему, гуляешь с ним. Общение с животным очень сильно помогает отдохнуть.
Какое место занимают «Черные вороны» в твоей жизни? Умеешь ли ты строго отграничивать хоккей от всех остальных занятий, или же ты постоянно держишь команду в уме и в любой момент готова погрузиться в ее дела?
Мне кажется, я вообще не умею разделять жизнь и хоккей. Хоккей постоянно рядом со мной и днем и ночью. Мне могут позвонить и в 2 часа ночи, а проблемы у всех разные: документы, лед, расписание матчей, кому-нибудь плохо или, что еще хуже, обменяли в другую команду. И да, я буду сонная, буду злая, оттого что меня разбудили, но я точно отвечу. Произойти может все, что угодно, и я в каждом случае чувствую свою ответственность. Я постоянно думаю о хоккее, от этого никак не избавиться.
Воспринимаешь ли ты это как своеобразную барщину или как драйвовый стиль жизни?
Мне кажется, это уже точно стиль жизни. Если бы я от этого уставала и думала, что все это мне противно, то без всяких сомнений давно бы уже ушла. А так, я понимаю, что не могу без этого жить.
Сейчас у меня заканчивается бакалавриат, и я знаю, что мне нужно искать кого-то на свое место, потому что не могу же я просто бросить команду. Все это преемственность, нужно подобрать и обучить нового человека. Но, с другой стороны, очень обидно, ведь это нечто свое, родное, куда вложено огромное количество сил. Причем только у тебя начинает что-то действительно получаться и вот уже нужно уходить. Здесь есть, конечно, своя нотка ревности, но я понимаю, что так работает менеджмент.
Руководитель, как известно, сам голы не забивает, однако это не мешает ему достигать вместе с командой высоких спортивных результатов. Что бы ты могла назвать своим самым горьким поражением и своей самой яркой победой в качестве менеджера «Черных воронов»?
Справедливости ради, на лед я все-таки пару раз выходила. Правда, это было на тренировках, но держать клюшку и бросать по воротам я умею.
Что касается, достижений и приятных побед, то я бы назвала наш матч в прошлом сезоне, когда мы играли в плей-офф с командой Государственного университета управления. Мне удалось привести на матч немало наших болельщиков и создать крутую атмосферу для игроков, потому что, когда они слышат поддержку с трибун, то чувствуют себя гораздо увереннее. Некоторые ребята после игры подходили ко мне и говорили, что с болельщиками играть было куда веселее и интереснее. Несмотря на то, что мы проиграли, матч в целом получился очень ярким, и сезон, на мой взгляд, мы завершили достойно.
Если говорить про поражения, то для меня, как и для команды, всегда неприятно проигрывать отдельные матчи. Тем не менее я стараюсь на поражениях особенно не зацикливаться, а, наоборот, отшутиться и пойти работать дальше.
А еще, по поводу побед, человеку же всегда приятно чувствовать себя на своем месте. Как только у меня стало получаться управлять командой, я начала получать искреннее удовольствие. Особенно приятно, когда кто-то за пределами команды отмечает мою работу. Например, игроки нередко пересылают мне отзывы друзей о том, что у нас крутые соцсети или что мы устраиваем интересные мероприятия. Обратная связь всегда приносит удовлетворение от работы и мотивирует ставить амбициозные цели.
Скажи, что думаешь о ребятах? Всегда ли они выполняют все требования, следуя твоим планам, или иногда хочется и прикрикнуть?
Конечно, я всех безумно люблю. У меня всегда ощущение, что все они – мои дети. Некоторые игроки даже вне льда порой общаются со мной как с мамой. «А куда мне посадить друзей или девушку?», «А куда можно пойти?» и так далее. На это забавно бывает смотреть, но я ведь все равно отвечаю.
Понятно, что мне приходится на них иногда злиться, и злюсь я, наверно, даже большую часть времени. Кто-то не захочет сняться в ролике для наших соцсетей, кто-то опаздывает на игру, кто-то обязательно что-нибудь теряет. Но несмотря на то, что временами хочется прямо кого-нибудь прибить, я все равно всех люблю и за всех переживаю.
Хотела бы ты под конец обратиться к болельщикам и всем тем студентам, которые еще не познакомились с вышкинским хоккеем?
Студентам, и особенно тем, кто только недавно поступил в Вышку, я бы хотела сказать, что студенческий спорт предлагает огромное количество направлений, где можно себя попробовать, не будучи при этом игроком. Те, кого привлекает спорт, и кто хочет как-то связать с ним свою жизнь, могут сделать первые шаги в менеджменте или PR именно у нас. К тому же в студенческом спорте почти нет жестких рамок, и делать можно почти все – поле у нас непаханое.
В конечном счете, в нашей организации мы все становимся одной дружной семьей: игроки, менеджеры, тренеры, болельщики. Мы заводим здесь новые знакомства, обретаем полезные связи, находим друзей и единомышленников. «Черные вороны» – это в первую очередь про людей, а не про цифры на табло, потому и девиз наш «больше, чем команда».