Нам не нужно разрешение, чтобы танцевать
Анастасия Курлатова, студентка 2 курса маркетинга и рыночной аналитики. Сейчас она дает мастер-классы в HSE DANCE, одной из самых известных и масштабных СО универа. Вы могли слышать о том, как сложно попасть к ним в группу, и еще сложнее – удержаться.
Соня Шачкина, студентка 3 курса медиакоммуникаций, основательница Кавер-студии «Just dance» – настоящей творческой мастерской, в которой можно не только танцевать. Обязательно прочитайте о том, как Кавер-студия отбирает танцоров в команду – подход на уровне танцевальных школ.
Девочки, привет! Расскажите, как вы стали частью ваших СО?
Настя: Я узнала о HSE DANCE еще до начала первого учебного года в Вышке и сразу поняла – мое место там. Вся моя жизнь связана с танцами. Я преподавала в студии в своем городе и, когда приехала в Москву, решила, что для собственного развития и узнаваемости будет классно иметь свое место в танцевальной нише в универе.
Поэтому сразу пришла на кастинг преподавателей и уже через два дня стала частью СО.
Соня : Для меня все тоже началось с первого курса. Когда я поступила в Вышку, то узнала, что у нас нет СО, которая бы специально занималась каверами. Я решила ее создать.
Это было еще в ковидный период: у нас не было площадки для занятий, было мало людей. Но маленькими шагами ко второму курсу мы собрались. Сейчас в постоянной команде у меня 20 человек, а в прошлом году был отчетный концерт.
Можешь поподробнее рассказать, что такое кавер-дэнс?
Соня : Это то же, что музыкальные и вокальные каверы – берется готовая хореография и полностью повторяется. Но смысл здесь не просто выучить движения, а повторить весь концепт: костюмы, образы, эмоции, отыгрыш, локации. Мы не только танцуем, но и занимаемся видеопроизводством, стараясь повторить техники видео- и фотоискусства. Здесь даже важно правильно установить свет!
Наша команда работает на K-pop песни и танцы – южнокорейский контент. У их вокальных исполнителей очень мощная хореография.
Как вы пришли к танцам?
Настя: Мой путь начался с 4-х лет с бальных танцев. Я продержалась лет 8, потом поняла, что мне не хватает свободы и пошла в современные танцы: дэнсхолл, потом хип-хоп и джаз-фанк. Несколько лет провела в замечательном танцевальном комьюнити, участвовала сольно в баттлах и чемпионатах с командой, начала преподавать. Сейчас продолжаю развиваться в Москве – хожу на МК разных преподавателей и креативлю танцевальные видео.
Соня: Я тоже занимаюсь танцами с детства. В 9-м классе я начала слушать южнокорейский поп и подумала, что было бы классно разучивать хореографию любимых исполнителей. Мне было интересно это и как танцору и как создателю контента.
Я начала разучивать хореографию самостоятельно, а в своем городе продолжила заниматься классическими направлениями (хип-хоп, контемп). Но когда переехала в Москву, подумала, что хочу заниматься каверами уже более основательно.
Поговорим про вас, как участников СО. Чему вас учит ваша студенческая организация? Какие навыки вы приобрели, став ее частью ?
Соня : Один в поле не воин – как бы хорошо ты не танцевал, скорее всего получишь небольшие результаты, если не умеешь работать в команде.
Это один из главных принципов который мы развиваем: учимся слышать и слушать друг друга, учимся распределять обязанности, работать как большой слаженный механизм.
Весь контент, который мы создаем, делают мои танцоры. Он получается по-настоящему крутым, когда мы работаем вместе.
Настя: Наша СО работает практически как компания. У нас есть разные отделы: от дизайна и монтажа, до администраторов и руководящих должностей. Каждый отдел вкладывается в создание общего продукта.
Приведу простой пример – запись в группы. Кажется, это легко. Но сначала нужно найти преподавателей, затем представить их публике: сделать портфолио, презентацию в социальных сетях. И только потом создать мероприятие, организовать группы и запись.
Если говорить лично обо мне – в СО я развиваю опыт преподавания как очно, так и онлайн.
А в конце прошлого года мы организовали отчетный концерт – это была хорошая практика работы в ситуации неопределенности: много переносов, изменений, было даже согласование возрастного ценза 18+!
Как к вам попасть?
Соня: Мастер-классы мы проводим регулярно, они анонсируются, к нам можно записаться через Google-формы и прийти. Принимаем людей с любым уровнем подготовки и простым желанием танцевать под любимые треки.
На последнем МК у нас был full – 50 человек – вместимость танцевального зала.
Другое дело – отбор в команду. Он происходит нестандартно. Вся история с кастингами, где можно показать себя только единожды – не наш вариант. Путь в нашу команду начинается через K-pop Cover Dance Lab. Это что-то вроде школы кавер дэнс для любых уровней, но занятия подразумевают нестандартную работу тренер-ученик, а работу в команде – как это обычно бывает в творческих лабораториях.
Занятия идут 2 месяца, нам важно, чтобы участники показали себя не только как танцоры – мы хотим понять, сможем ли работать вместе. По окончанию лаборатории происходит отбор.
В этом году набор в Cover Dance Lab закрыт – занятия идут с октября по декабрь.
Зато можно приходить на МК и на массовые проекты. Вероятно, мы будем подбирать в номера подтанцовку. И если нам понравится работа в рамках бэка – мы можем позвать танцора в команду.
О наборе в HSE DANCE вообще ходят легенды. Люди ждут, когда у вас откроются дополнительные места на обычные занятия. Как это происходит?
Настя: В начале года мы предупреждаем, что места мимолетно разлетаются каждый год – форма закрывается за минуту. В прошлом году рекордное время было, кажется, секунд 20. В группу попадают те, кто успевает заполнить форму, остальные оказываются в листе ожидания.
Места в группах могут освободиться. Наш принцип взаимодействия с учащимися – мы предоставляем им бесплатные занятия, преподавателей, время и опыт, но взамен просим стабильное посещение. После двух-трех отсутствий без справки или объяснения причины, мы будем расставаться с участником.
Значит, прогульщиков вы не любите?
Настя: Нет, не любим. Вот хотела помягче сказать, но, говорю правду – на занятиях сказала бы то же самое.
Но Мастер-классы у нас регулярные, они для всех.
Соня: Кстати, нам в этом году тоже срочно пришлось закрыть форму – ответов тоже было очень много.
Кому бы вы посоветовали заниматься танцами?
Настя: Каждому человеку. Сегодня мы знаем, что танцы – не только красивая картинка. Танцы укрепляют как физическое, так и психологическое состояние. Когда человеку нравится танцевать, он ощущает себя наполненным энергией для любой деятельности.
Соня: Согласна. «Нам не нужно разрешение чтобы танцевать» – строка из песни в моем плейлисте. Я считаю, что танцевать можно и нужно всем.
Кажется, именно это мы и пропагандируем – возможность прийти и просто подвигаться под любимую музыку. Мне приятно слышать от учеников: «у вас классные атмосфера и занятия, танцы помогают нам расслабиться и перезагрузиться ментально».
Сколько часов в неделю вы занимаетесь?
Соня: В сумме получается около 18-20 часов в неделю.
Кажется, что это много, но у нас потенциально 10 творческих групп. Получается, всего по 2 часа на каждую! Еще нужно учесть, что в разных номерах задействовано разное количество танцоров: где-то их 12, где-то 4, а где-то – дуэт. Это разные формы и уровни подготовки.
Настя: У нас в HSE DANCE поток людей все же больше. Еженедельно занятия посещают около 200 человек. Наши преподаватели ведут около 10 стилей. С каждым годом о нас узнают все больше, и наши планы только масштабируются.
Вы уже сказали про масштабы. Как вы думаете, почему сегодня такое внимание к танцам?
Настя: Я бы сказала, что танцевальная индустрия вообще сильно развилась за последнее время. У танцоров появился прекрасный способ развития собственного бренда – социальные сети. Короткие stories – мощный инструмент для привлечения внимания.
Сегодня эти ролики стали более качественными, с концепциями по разным тематикам. Такие видео очень цепляют людей, потому что через них пропагандируется и позитивный жизненный настрой, и выражение творчества и потока мыслей, и здоровый образ жизни.
Видно, как танцоры развивают свою индустрию в сфере ментального и физического здоровья.
Соня: Если говорить про кавер дэнс, он становится популярен из-за корейской волны. К корейской музыке, фильмам (дорамам) и культуре приходит широкая известность. Тут, конечно, очень повлияли BTS, «Паразиты» и «Игра в кальмара».
Кроме того, сейчас, в принципе, фокус внимания с Европы переходит на Азию. Люди начинают интересоваться восточной культурой. А если слушать без предвзятости, k-pop, мне кажется, будет таким же попом, как русский, американский или любой другой.
Танцы – это все-таки внеучебка. На ваш взгляд в вузах она нужна? И как она помогает студентам?
Соня: Сто процентов внеучебная жизнь важна.
В первую очередь – это досуг и возможность получить непередаваемые эмоции. Я думаю, когда ты учишься, всегда нужно переключаться. А лучший отдых – это, как известно, смена деятельности.
Вторая важная вещь – СО – это комьюнити. На мой взгляд, здесь оно более активно и взаимодействует теснее, чем в учебной жизни. Это не просто общение – ты получаешь студенческое сообщество, которое разделяет твои интересы, мотивирует, заряжает и может помочь тебе в будущем.
Настя: Я думаю, очень важно находить единомышленников на всем пути развития. Особенно, если ты любишь свое дело и хочешь продвинуть его.
А в нашей СО я нашла таких же заряженных преподавателей, они могут научить меня своим стилям, а я взамен могу поделиться своим. Вот с такой синергией мы сейчас планируем объединить весь наш опыт в большой проект, надеемся организовать его в этом году.
Но пока ты не расскажешь, что это за проект?
Настя: Нет, не расскажу пока. Не сбудется.
Задам последний вопрос. Танцы – спорт или искусство? И можно ли танцы назвать наукой?
Настя : Я бы отнесла танец к искусству и к спорту.
Что касается науки, в танцах есть и теория: движения основываются на базовых концепциях, танец можно оценить, до учеников важно правильно донести основы стиля.
Но для себя я понимаю, что танцы – это про людей, про взаимодействие энергии. Важно, чтобы преподаватели доносили необходимость поддерживать друг друга в этой индустрии. Тогда рост каждого члена танцевального комьюнити будет намного прогрессивней и таким же завораживающим как сами танцы.
Соня: Танцы требуют много эмоций, энергии и переживаний. Как раз поэтому их можно назвать искусством – это то, как мы чувствуем. Но еще это настоящая физическая работа. Со стороны может казаться, танцы не настолько изнуряющие и сложные как другие виды спорта. Но думаю, многие танцоры не согласятся – в красивую картинку вкладывается очень много труда.
Наверное, танцы – это и наука. Но как будто бы на первой ступени – чтобы понять фундамент и почувствовать его. Затем танцы уже про тип мыслей, самовыражение и про то, что идет от сердца.