Non scholae
sed vitae discimus

На старт, внимание, картинг!

«Я — скорость», — говорил Молния Маккуин. «Мы — скорость», — отвечали ему студенты Вышки. Да, мы тоже были удивлены, когда узнали, что в нашем университете есть свой чемпионат по картингу. О том, что это такое и как туда попасть — в нашем интервью с Сергеем Газояном, руководителем Первенства НИУ ВШЭ по картингу.

На старт, внимание, картинг!

Расскажи нашим читателям, что такое картинг и в чем его отличие от, например, обычных гонок

Давай пойду издалека. Вот представь, что есть любой другой вид спорта, в котором можно профессионально развиться и попасть в «большой спорт». Взять, например, футбол: ты играешь сначала, будучи ребенком, где-то во дворе с друзьями, маленькими группками «три на три». По мере вашего роста и развития ваша площадка увеличивается, людей становится больше, появляется, например, школьный стадион, где вы уже можете играть на более высоком уровне. 

В случае с автоспортом изменения происходят более глобальные: практически все в автоспорте начинают с картинга. Огромное количество профессиональных пилотов, связанных с автоспортом: NASCAR, Формула-1 и другие формульные серии — большая часть гонщиков начинает с картинга. У него свои особенности и причуды, он по-своему хорош. Кто-то прямо с детства занимается картингом. В нем и остается. Так что, в целом, это выглядит так: картинг — это первая ступенька на пути к большому автоспорту.

В каком виде происходят ваши соревнования по картингу? Есть только командные соревнования или бывают и индивидуальные состязания?

Конкретно наш чемпионат – командный. В командах у нас гоняют от двух до четырех пилотов. Также существуют, конечно, индивидуальные соревнования, где каждый пилот гоняет сам за себя.

По какому принципу происходит набор в ваши команды? Набираете ли вы их исключительно из вышкинцев или в команду может попасть заинтересованный человек из любого другого вуза?

У нас в командах гоняют преимущественно вышкинцы. Если вкратце, то это лицеисты и студенты Вышки (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Но не стоит забывать, что в каждой команде может присутствовать хотя бы один легионер. Легионер — это, собственно, также студент (бакалавр, магистр или аспирант), но из другого вуза. 

Вообще у нас состав пилотов на каждый конкретный этап постоянно меняется: есть какие-то команды, которые приезжают на свои любимые картодромы, а есть те, что могут и посреди сезона заявиться на чемпионат. Так что, у нас довольно динамично участники меняются. Мы рады всем новым командам. 

Ты сейчас упомянул картодромы. Скажи пожалуйста, на какой основе вы вообще сотрудничаете с картодромами? Это бесплатно или вы получаете какое-то финансирование от Вышки для того, чтобы сотрудничать с картодромами?

Мы пробовали несколько раз поднять вопрос финансирования нашего чемпионата, на данный момент переговоры еще продолжаются. Мы надеемся в следующем году какую-то часть расходов покрыть с помощью Вышки. 

Сейчас пока гоняемся за свои деньги. Бесплатно, естественно, никто такие мероприятия организовывать не будет, потому что картодромы прежде всего прокатные и живут за счет клиентов. А мы, по сути, у них такие же клиенты. В силу того, что мы в хороших отношениях с представителями многих картодромов, то у нас получается договариваться с ними. Тем более, многие понимают важность поддержки мероприятий нашего вида. 

Отдельно отмечу, что мы не только работаем по линии взаимодействия с картодромами, но и собственные процессы выстраиваем. Например, в этом сезоне мы делаем прямые трансляции наших гонок, обзоры этапов, в целом стараемся делать большой упор на медийную составляющую. Мы большое внимание стали уделять этим вещам, и это одна из причин, почему некоторые картодромы стали с нами сотрудничать более охотно. 

У вас были идеи взаимодействовать с внешними партнерами, которые могли бы спонсировать аренду картодромов, например за рекламу на ваших фотосъемках и видеосъемках, как это делают другие студорганизации?

Здесь нужно понимать, что организация даже одного этапа стоит немаленьких денег. Сезон в целом обходится нам в несколько сотен тысяч рублей, может доходить и до полумиллиона, если все наши расходы сложить. Не каждый партнер готов выделить такую сумму, хоть она и невелика по общим меркам.  

Партнеры у нас есть. Мы с ними прорабатываем чуть другие вопросы. Есть, например, магазин гоночной экипировки Go Race, который предоставляет хорошие условия для покупки гоночной экипировки нашей команде организаторов и участников, а также вообще всем студентам Вышки. Ты, например, можешь со скидкой купить экипировку к соревнованиям по картингу: достаточно показать студенческий билет, сказать, что ты студент Вышки и пришел от нас. Партнеры сделают скидку 10% на всю картинговую экипировку. На данный момент мы продолжаем поиск новых партнеров из разных сфер и направлений: как в Вышке, так и вне Вышки. Есть несколько возможностей, поэтому сейчас будем работать по ним с перспективой на следующий сезон.

Очень круто, что у вас есть такие партнеры, которые даже дают какие-то скидки. А скажи, пожалуйста, какой работой занимаются организаторы ваших чемпионатов по картингу? Из чего состоит эта организация? Что вы для этого делаете? 

У нас, по сути, подготовка к каждому этапу типовая. Например, мы объявляем, что 11 мая у нас будет этап на картодроме Лидер. 

Первый этап — это сбор регистрации на саму гонку, когда все команды подают заявки. Исходя из этого, мы понимаем, сколько у нас команд есть для этапа. Если количество команд превышает количество картов, которое картодром может выставить на гонку, то мы делаем предквалификацию. 

Предквалификация — это промежуточный этап, чтобы на этап пропустить самые быстрые команды, к примеру 10 команд из 15 заявившихся. Это все дело мы администрируем с самим картодромом, сами верифицируем результаты, ставим всех участников в равные условия – например, используем довесы. 

С этими 10 командами на этапе мы и продолжаем работать. Мы как организаторы проводим брифинг участников, взвешивание, жеребьевку. Организуем трансляцию и ее комментирование, делаем фото- и видеосъемку для наших промо-роликов. Единственное, что остается за картодромом — это предоставить технику, главного судью и со своей стороны выполнить часть организационных моментов. То есть, у нас получается такой комплексный подход, где с нашей стороны 80% усилий при организации этапа, а 20% усилий со стороны картодрома.

У вас есть фанаты, которые не участвуют в самих гонках, а просто приходят посмотреть и поболеть за команды. Какова их роль в соревновании?

На самом деле фанатов очень много. Один из самых запоминающихся этапов с этой точки зрения – второй этап чемпионата в Lonato karting, где мы собрали порядка 100 человек. Картодром сам по себе очень небольшой, и эти 100 человек прямо заполнили весь второй этаж и предстартовую площадку. 

Поддержка была сумасшедшей. 

Роль таких людей важна с точки зрения именно поддержки пилота. Практически всегда пилоты приезжают с какими-то ожиданиями на этап, особенно если, например, очень успешно удалась предквалификация. Они приезжают в полной уверенности и думают: «Сейчас всех порвем!». И у них, допустим, на самой квалификации уже что-то не получается. Они начинают гонку где-то с хвоста, и в этот момент есть небольшой промежуток времени между квалификацией и гонкой, когда команды могут обсудить стратегию, поднять свой моральный дух, отвлечься от негативных мыслей. В этот момент очень важна поддержка зрителей, болельщиков и близких людей. 

«Неважно, где ты гонку начнешь. Важно, где ты ее закончишь»

Можно гонку выиграть, начав ее с последнего места. Поэтому болельщики — это основа морального духа пилота. И это те люди, которые подгоняют вперед. 

У нас собирается много людей на этапы. В среднем, скажем, это от 25 до 50 зрителей, которые приезжают на этап. Плюс нас очень много смотрят в трансляции. Последнюю трансляцию в пике онлайна смотрело порядка 60 человек, а количество просмотров на трансляциях —  в среднем 8 000-10 000. Это нас очень радует, ведь если бы не было трансляции, я скажу честно, интерес со стороны зрителей мог бы быть не таким пристальным. 

Когда у вас есть прямой эфир с комментаторами с хорошими ракурсами, то вы потом, смотря трансляцию, проживаете этот день, эту гонку каждый раз. И мне лично и нашей всей команде очень сильно греет душу то, что столько зрителей испытывает интерес к нашему чемпионату. Нашей целью является повышение качества онлайна этапов и качества работы нашей команды. Планы у нас большие.

Расскажи какую-нибудь безбашенную историю, которая произошла на ваших соревнованиях по картингу. Что больше всего запомнилось?

Расскажу о четвертом этапе чемпионата этого сезона. Он проходил 21 февраля на картодроме RacePlace в Мытищах. Многим этот картодром знаком, мы туда поехали с большими ожиданиями. 

Нас отлично встретили, предоставили хорошие условия, и мы были готовы уже, собственно, к самой гонке. Во время гонки наши пилоты должны провести пит-стоп, а для этого им нужно заехать на пит-лейн (зона смены картов). Для заезда на пит-лейн пилоты должны были нажать кнопку, чтобы запустить время своей смены. 

И вот в самом начале гонки кто-то, видимо, был очень-очень либо зол, либо неосторожен, и просто так сильно ударил по этой кнопке, что она отлетела. Все последующие команды, когда заезжали на пит-стоп, просто не могли нажать на кнопку, чтобы таймер начал идти – кнопки просто не было. Это вызвало большую суету среди команд, многие нервничали – подъезжали к кнопке и размахивали руками. Потом был разбор полетов после гонки, многих переполняли эмоции. Приходилось успокаивать. Но все в конечном итоге хорошо, мы с ребятами поговорили. 

В этот раз мы отменили все штрафы, которые были выписаны за несоблюдение процедуры смены, чтобы нивелировать все эти проблемы на пит-лейне. Будем знать на будущее, что и такие ситуации возможны.

Эта история показывает то, что в наш вид спорта — технический. Здесь есть вероятность того, что техника в один момент просто сломается. Как показывает опыт, сломаться может все: от кнопки до двигателя на карте. Эту мысль надо просто принять.  

Какие бы ты дал напутствия читателям EXTRA при посещении вашего ближайшего мероприятия? Что их там ждет?

Я от всей души хотел бы видеть тех людей, которые заинтересованы в нашем виде спорта, на наших этапах. И даже если вы не болеете автоспортом и картингом, то я бы посоветовал вам просто один раз приехать к нам и посмотреть, что это такое. 

Любой вид спорта, в котором есть вовлеченные люди и у которых есть подход, достоин внимания. Это наши студенты, которые гоняются в свое удовольствие и делают это очень неплохо. 

Поэтому к нам можно приходить и смотреть на этих молодых, увлеченных и мотивированных ребят. А если есть желание, то можно и самому стать одним из них. 

Подписывайтесь на нашу группу ВК, чтобы следить там за нами и быть частью нашего сообщества. 

Лично мне за два года, когда в первый год я был участником чемпионата, а сейчас уже являюсь организатором и руководителем, HSE Karting подарил просто море эмоций. Практически ни в одном другом вузе, особенно в непрофильном, нет таких сообществ и чемпионатов. Так что, мы в своем роде уникальны. 

Поэтому добро пожаловать всем! Кто заинтересован — мы будем очень-очень рады.