Non scholae
sed vitae discimus

Конкурс «Научная инициатива» как площадка для реализации амбициозных идей

До 3 марта продолжается прием заявок на конкурс командных исследовательских проектов «Научная инициатива». Это грантовый конкурс, который дает возможность студентам бакалавриата и магистратуры придумать и самостоятельно реализовать коллективный научный исследовательский проект «с нуля».

Конкурс существует с 2019 года, и уже около 40 проектов успели получить соответствующую поддержку для осуществления полноценной самостоятельной научно-исследовательской работы. Одним из обязательных условий является междисциплинарность проекта — включение студентов разных образовательных программ в его состав. Минимальная численность командной группы — 3 человека. Важная особенность — руководителем проекта может быть только студент бакалавриата или магистратуры, который состоит в «Республике ученых».

Мы взяли интервью у двух руководителей проектов, которые были поддержаны в прошлые года. Елизавета Ганецкая возглавляет проект «Ферменты микроскопических грибов» (поддержка оказывается с 2021 года), а Мария Лапина — проект «Создание электронного ресурса «Люди, места, контексты: российский Север в аннотированных материалах полевых исследований» (с 2022 года).

Конкурс «Научная инициатива» как площадка для реализации амбициозных идей

Как вы узнали о конкурсе «Научная инициатива»? Чем он вас привлек? 

Елизавета: Факультет биологии и биотехнологии открылся в НИУ ВШЭ сравнительно недавно, но я была уверена, что Вышка не оставит естественнонаучников без поддержки. О самом конкурсе я узнала из новостной рассылки и сразу поняла, что подавать заявку точно стоит, потому что мы, биологи, в первую очередь исследователи! Впервые наш научный проект был поддержан в 2021 году, на следующий год нам также оказали финансовую помощь в реализации нашей идеи, в нынешнем 2023 мы снова готовим кое-что интересное.

Мария: О конкурсе мы узнали из социальных сетей Вышки и почти сразу решили участвовать, потому что у нас были идеи, как из наших полевых материалов сделать продукт, который был бы полезен и интересен не только нам. Нам понравилось, что в отличие от других конкурсов, проводимых вышкой, здесь было не обязательно привлекать старших коллег и коллежанок, а также можно было сочетать исследовательский и прикладной характер проекта. Нашу идею поддержали в 2022 году, и мы планировали завершить проект в течение календарного года, но все сложилось немного не так.

Расскажите, пожалуйста, немного о своих проектах: в чем их суть и что на данный момент успели сделать. В чем уникальность ваших проектов и почему именно их поддержали, на ваш взгляд? 

Елизавета: Все началось в 2021 году с проекта по применению ферментов микроорганизмов для ускорения заживления ожоговых ран. Мы изучали влияние этих самых ферментов на различные белки и процессы, которые сопровождают заживление ожогов, а также на сообщества патогенных бактерий, заселяющих пораженные огнем участки кожи. Проект 2022 года как будто бы вытек из предыдущего: дело в том, что бактерии образуют в ранах особо устойчивые сообщества — биопленки, однако они вызывают кучу проблем не только в ожоговой терапии. Мы решили получить протеолитические ферменты микроорганизмов и изучить их влияние на биопленки различных бактерий, с которыми людям приходится бороться, например, в медицине и на пищевых производствах. Цели наших проектов понятны, а гипотезы, которые мы хотим проверить, кажутся вполне жизнеспособными, более того, результаты исследований можно применять на практике, то есть они не носят исключительно фундаментальный характер; это, вероятно, понравилось жюри конкурса.

Мария: Наш проект называется «Создание электронного ресурса «Люди, места, контексты: российский Север в аннотированных материалах полевых исследований». Мы с коллегами и коллежанками уже несколько лет ездим в экспедиции на север России: в Республику Карелия, Республику Коми и в Камчатский край. За это время у нас накопилось около тысячи интервью с жителями и жительницами этих регионов, в которых люди рассказывают о быте, инфраструктуре, истории, языках и культурах и многом другом. Мы захотели сделать интернет-портал, на котором выдержки из этих интервью были бы анонимно размещены и привязаны к карте.

Кажется, в некотором смысле это репатриация данных, которая очень важна для научной деятельности: мы бы очень хотели не только брать информацию в разных сообществах, но и каким-то образом возвращать ее и в идеале приносить пользу людям. Конечно, в процессе возникает множество этических проблем, например, мы долго обсуждаем, истории на какие темы могут быть выложены, как полностью анонимизировать эти истории и в целом как не навредить сообществам, с членами которых мы хотели бы сотрудничать. Часто попытки помочь кому-то оказываются медвежьими услугами, особенно когда о помощи никто и не просили. Сейчас мы определили, какие темы будут представлены на портале, расшифровали и разметили большое количество интервью, отобрали часть историй и разрабатываем сам портал. 

Я думаю, что нашу заявку поддержали, потому что подобные проекты несут некоторую гуманистическую ценность. С одной стороны, истории, которыми мы хотим делиться, — это свидетельства людей, их воспоминания и мысли, которые важны сами по себе — как часть культурного наследия — и которые нужно сохранять. С другой стороны, это распространение научного знания о мире, в определенной мере просветительская деятельность. Может быть, у кого-то, кто побывает на нашем портале, появится интерес не столько к изучению разных аспектов жизни в России, сколько к разговорам с близкими и неблизкими людьми, например, о семейной истории или истории своего населенного пункта.

Расскажите про ваши проектные команды

Мария: Изначально нас было шесть человек — все из нашего многолетнего проекта «Этноязыковой ландшафт российского Севера». Почти у всех из нас лингвистическое образование, но занимаемся мы в основном социогуманитарными исследованиями. В процессе выполнения проекта несколько человек поменяли статус, например, из студенток стали нашими консультантками. Кроме этого, мы привлекали к работе людей, которые ездили с нами в экспедиции, но не были включены в конкурсную заявку. Это было необходимо и из-за условий финансирования проектов, выигравших конкурс, и чтобы разбавить нашу команду. Важным условием работы в проекте было участие самих интервьюеров и интервьюерок из наших экспедиций, потому что во многих интервью содержатся сенситивные данные, и мы не считаем возможным делиться этими данными с другими людьми.

Спустя некоторое время мы поняли, что, возможно, нам нужно было сотрудничать с бо́льшим количеством людей, чтобы более равномерно распределять задания и не замыкаться своим коллективом.

Елизавета: В первый год наша команда состояла всего из трех человек, все мы учились на одном курсе; тогда мне посчастливилось работать с Лукашевич Софьей и Шестаковой Анной. Идея проекта родилась во время освоения курса Микробиологии на нашем факультете. Через год мы захотели сделать нечто более масштабное, позвали к нам студентов младших курсов Суркову Дарью и Филиппову Анжелику для выполнения биологической части проекта; а также подключили студентку Высшей школы бизнеса Максумову Зебо для проведения анализа индустрии и оценки перспектив выхода нашей разработки на рынок. В рамках работы над проектом есть возможность попросить профессиональной помощи у научного консультанта, нашим наставником был сотрудник Факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ, микробиолог Осмоловский Александр Андреевич.

Из каких основных этапов состоит работа в вашем проекте?

Мария: На протяжении всего выполнения проекта его надо менеджерить, и этому нам нужно было учиться. Как минимум мы поняли, как оформлять некоторые документы, и узнали что-то о российской системе налогообложения. Один из самых больших этапов работы над проектом — обработка полевых материалов, и именно на неё ушла бо́льшая часть выигранного финансирования. Параллельно люди занимаются созданием самого портала: frontend- и backend-разработкой. Дальше мы планируем запустить портал и рассказать о нем заинтересованным активистам и сообществам. И мы планируем пополнять портал новыми полевыми материалами, собранными в разных частях России. Также все эти месяцы мы устраивали семинары, на которых обсуждали наше видение проекта, прогресс и возникающие проблемы. Еще одной постоянной работой была коммуникация друг с другом и с теми, кто организовывали конкурс, — и это тоже было не так-то просто!

Елизавета: Большинство микробиологических работ начинается со сбора материала, мы не могли пропустить этот этап, поэтому отправились в экспедицию. Далее шел наиболее затратный по времени и ресурсам этап — работа в лаборатории. Во втором проекте я, Аня, Даша и Анжелика выделяли из собранных в экспедиции образцов микроорганизмы-продуценты ферментов, получали эти ферменты, а затем проверяли их действие на биопленках бактерий. Вместе с этим Зебо кропотливо по крупицам собирала данные о рынке протеолитических ферментов и их производителях. Общими усилиями нам удалось определить несколько продуцентов, которые  можно было бы использовать в коммерческих целях для решения проблемы бактериальных биопленок.

Что вам дал этот конкурс?

Мария: Кажется, я немного развилась как руководительница проектов (это был мой первый опыт). Командой мы получили деньги на создание продукта, который нам интересен, но стоит учитывать, что деньги шли не на оплату нашей работы, а на оплату работы тех, кого мы нанимали для выполнения разных задач. Еще мы поняли, что не всегда все получается сразу и что совмещать участие сразу в нескольких проектах может быть сложно с точки зрения тайм-менеджмента. Но мы думаем, что нормально иметь слабые стороны и важно признаваться себе в том, что они есть. Иногда нужно остановиться или даже сделать шаг назад, чтобы осмыслить, что не получается и почему. 

Елизавета: Уже второй год подряд «Научная инициатива» позволяет нам не оставлять наши идеи только на бумаге, а воплощать их в жизнь. Хочется отметить не только финансовую поддержку, но и помощь в решении административных вопросов. Организаторы конкурса сумели выстроить простую и понятную схему коммуникации, что значительно повышает комфорт работы над проектом и скорость решения возникающих проблем. Конкурс создает здоровую и продуктивную среду для работы многих исследовательских групп, в такой обстановке легко реализовывать свои проекты и следить за успехами исследователей из других научных сфер. 

Насколько важна в ваших проектах междисциплинарность?

Елизавета: Первый поддержанный проект был в рамках одной дисциплины, в ходе работы над ним мы осознали, что такое положение дел сужает наши возможности. Более того, стало понятно, что нам не хватает компетенций, чтобы изучать решаемую нами проблему под другим углом. Именно поэтому ко второму проекту мы привлекли маркетолога; интересным опытом стало объяснение биологических процессов, которые лежат в основе нашей работы, человеку из совершенно другой сферы. Однако нам удалось создать дружелюбную и продуктивную атмосферу, поэтому мы планируем продолжить работу с нашим уже родным маркетологом и над будущими проектами, а еще теперь мы с намного меньшей опаской рассматриваем привлечение ребят из других сфер.

Мария: Междисциплинарность, безусловно, очень важна. Возможно, в том числе поэтому нашу заявку поддержали. Мне кажется, что нельзя замыкаться на одной науке или одном методе, а нужно как минимум смотреть по сторонам и пытаться разобраться в том, что делают другие. И брать из их опыта что-то, что может оказаться полезным для вашей работы. Наш портал по своей сути тоже про взгляд по сторонам.

В чем, на ваш взгляд, преимущества командной работы в науке перед индивидуальной?

Елизавета: Мне сложно представить работу над современным научным проектом без команды. В процессе проведения нашего исследования мы часто сталкивались с тем, что что-то идет не по плану или получается не с первого раза. Командная работа помогла нам преодолеть эти трудности, мы экстренно выдумывали запасные планы, которые на практике оказывались рабочими и эффективными (сомневаюсь, что я могла бы справиться с этим в одиночку), а порой ситуацию спасала лишняя пара рук в лаборатории, которая помогала переделывать эксперименты. Также стоит отметить, что в команду можно привлечь специалистов из других сфер, их компетенции крайне ценны при реализации масштабных и сложных проектов, более того, это отличная возможность получить мнение о проекте с другой точки зрения, а также интересные предложения по развитию и улучшению исследования, которые едва ли посетили бы меня или моих коллег-биологов.

Мария: В одиночку обработать столько материалов и сделать портал, мне кажется, было бы невозможно. Мы пока не закончили работу даже несмотря на то, что нас довольно много. И опять же: больше людей, больше мнений и взглядов на проблемы, больше возможных решений этих проблем (но, конечно, и конфликтов).

Наука как творчество или наука как бизнес? 

Елизавета: Биология в последнее время все чаще рассматривается как инструмент решения различных проблем, встающих перед человечеством. Наука, безусловно, является творческим процессом, потому что в результате появляется что-то принципиально новое, но в ней есть место и бизнесу, ведь в большинстве случаев можно использовать полученные знания для того, чтобы сделать наш мир безопаснее, чище или удобнее. Мне кажется, в идеале наука должна генерировать идеи для бизнеса, а бизнесу необходимо поддерживать исследователей.