Non scholae
sed vitae discimus

Короткие рукава больше не проблема: победители Startup Cup о проекте растущей одежды

20 декабря завершился конкурс HSE Startup Cup, который Бизнес-инкубатор ВШЭ организовал для проектов, созданных студентами, выпускниками и сотрудниками НИУ ВШЭ. Мы поговорили с победителями блока «Идея».

Арина Муртазалиева и Владислав Котляренко, фаундеры проекта «NoOrigami», воспользовались шансом превратить идею в бизнес. Они рассказали о возможностях, которые предоставляет конкурс Startup Cup, и этапах, через которые пришлось пройти на пути создания уникального продукта.

Короткие рукава больше не проблема: победители Startup Cup о проекте растущей одежды

Что такое Startup Cup? Как вы о нем узнали?

Арина: Startup Cup — это конкурс студенческих стартапов, который дает возможность быстро расти. Благодаря этой самой возможности можно записываться на консультации с экспертами и общаться с ними, прогресс в развитии идеи не заставит себя ждать. Специалисты выявляют «узкие» места в проекте, и в рамках всей акселерационной программы мы исправляем их.

В прошлом году мы тоже принимали участие в этом конкурсе с другим проектом, даже вышли в финал, но так и не победили. В этом году мы решили снова попробовать поучаствовать и выиграли. 

Почему вы решили поучаствовать?

Владислав: в этом году для нас был новым опыт питчинга с этим проектом. Питчинг — это устная презентация продукта с целью нахождения инвесторов. Мы начали питчиться вместе с Инкубатором Вышки на открытом микрофоне для стартапов «Pizza Pitch». Startup Cup — одно из самых больших мероприятий от Вышкинского Инкубатора в рамках одной из программ. Мы не могли его пропустить.

Как вы оценивали шансы на победу?

Арина: мы не пытались как-то оценивать шансы на победу и думать о том, выиграем мы или нет. Просто использовали возможность прохождения консультаций с экспертами, развивались и очень быстро росли благодаря этому.

Насколько тяжело было соревноваться, были достойные конкуренты?

Владислав: было несколько этапов отбора. Я в основном помню полуфиналы, в которых мы готовили питч с презентацией в онлайне. Отсев производился по подготовленным материалам. На начальном этапе было около сотни проектов. До финала дошли 20. Мы не сравнивали себя с другими участниками, так как работа занимала почти 100% нашего времени. На самом деле проект растущей одежды был единственным в реальном секторе, другие в основном в области IT и нейросетей. 

Какой проект вы представляли на конкурсе?

Арина: мы представляли проект «NoOrigami», который раньше назывался «GROWUP». С командой мы создаем высокотехнологичную растущую одежду для детей (и не только), которая может увеличиваться и уменьшаться примерно на семь размеров благодаря ноу-хау технологии складывания ткани.

Как пришла идея?

Владислав: на самом деле мы хотели какой-то необычный бренд одежды. Начали отбирать ткани, экспериментировать со складками, с плиссировкой, как с декоративным элементом. Один из экспериментов дал нам интересную складку с классными свойствами. Мы решили, что может быть получится сделать из этого не декоративные элементы, а что-то более функциональное.

Сколько времени ушло на разработку идеи?

Владислав: очень много времени. Почти 4 месяца мы тестируем разные технологии складывания, материалы, составы тканей, компоненты. Мы проверили и опробовали больше сотни образцов и до сих пор продолжаем этим заниматься. Это долгий процесс.

Что для вас было сложнее всего в командной работе?

Владислав: кофаундер — это в первую очередь идейный вдохновитель. Самый сложный момент в работе с командой происходит сейчас, потому что тебе нужно замотивировать команду работать, когда не привлечены первые деньги, пока нет финансирования и зарплатного фонда. Соответственно тебе нужно настроить команду работать бесплатно — это сложно и отнимает много сил.

Какие навыки и знания вы получили?

Владислав: полученные навыки — это очень быстрая интеграция идей, подготовка питчей и презентаций. Мы провели очень много созвонов с экспертами: каждый день по два-три созвона на протяжении всего конкурса и акселератора. После каждого созвона происходило докручивание питча и презентации. И то и другое мы полностью поменяли за время конкурса. Мы переделали всю финансовую модель, взяли нового члена команды, нашли очень мощного эдвайзера по финансовому управлению на одном из созвонов, поэтому пользы было вынесено очень много. 

Планируете ли вы воплотить в жизнь растущую одежду? Как вы будете работать дальше над идеей?

Арина: да, мы планируем воплотить в жизнь растущую одежду. Сейчас находимся на этапе патентования и открытия ООО. Также мы технологически дорабатываем нашу одежду и где-то через месяц планируем получить первые продажи. Далее мы привлекаем инвестиции и полномасштабно занимаемся проектом, производством и маркетингом. Цена одежды — 8000–10000 рублей.

Сколько человек в команде?

Владислав: в команде сейчас шесть человек: мы с Ариной кофаундеры. Камилла занимается всем, что связано с продуктом. Вероника занимается финансовой стороной проекта. У нас также есть эдвайзер Анна по финансовому и корпоративному управлению. Ментор Юлианна занимается с нами поиском финансирования и подачей заявки на грантовые истории.

Какая польза от участия в подобных конкурсах?

Арина: от участия в подобных конкурсах можно получить очень много пользы. Во-первых, поиск необходимых людей по определенной специальности. Во-вторых, консультации с экспертами. Больше всего нам были полезны именно они. Мы созванивались с большим количеством экспертов в разных отраслях: узнавали что-то, вызывали критику, принимали ее, дорабатывали наш проект.

Считаете ли вы, что такой опыт поможет в построении карьеры?

Владислав: однозначно да. Это предпринимательский опыт, который помогает решать сложные задачи, быстро принимать решения. Такой экспириенс — в какой-то степени развитие продуктового мышления. Если бы я сейчас собирался строить карьеру, это бы мне однозначно помогло.

Вы бы носили в детстве растущую одежду, если бы она была?

Арина: В детстве я любила носить одежду не как у всех, выделяться, поэтому наш продукт мне бы понравился. С точки зрения родителей, растущая одежда — настоящая находка. Она точно подойдет по размеру, и ребенок внезапно не вырастет из нее за один сезон, а сможет носить еще три года.