Итоги НИРС 2022: победители о секретах успеха на конкурсе
Студенты, которые заняли 1 место, будут получать специальную стипендию. Также они смогут получить дополнительные баллы при поступлении в магистратуру, travel-грант для участия в международном научном мероприятии, приглашение в проект поддержки студентов с высоким академическим потенциалом «Республика ученых». Награждение победителей пройдет 1 февраля.
Мы поговорили с несколькими победителями НИРС 2022 и расспросили их о своих работах и лайфхаках, которые им помогли победить.
Представляем наших героев:
1 место (интегрированные коммуникации), Нечаева Ульяна, 3 курс бакалавриата, работа — «Особенности выбора пространства для романтического общения поколением Z: фактор интерьера в неопосредованной коммуникации»
Научный руководитель: Маннин Александр Андреевич
2 место (образование), Маслова Екатерина, 2 курс магистратуры, работа — «Образовательная миграция или «утечка мозгов»: почему выпускники лучших школ не остаются в своем регионе? (на примере г. Хабаровска)»
Научный руководитель: Кусимова Тамара Булатовна
Лауреат (интегрированные коммуникации), Ушачёва Анна, 1 курс магистратуры, работа — «UX- дизайн в социальной рекламе против рака груди»
Научный руководитель: Шантырева Любовь Викторовна
Расскажите, пожалуйста, о чем ваша работа?
Аня: Моя работа посвящена UX-дизайну в социальной рекламе против рака груди. В целом, мне хотелось узнать какие смысловые блоки социальной кампании привлекают наибольшее внимание девушек, какими должны быть содержательные аспекты оформления социальных диджитал-проектов против рака груди, в каком тоне должна подаваться необходимая информация и из каких блоков должна состоять страница и в какой последовательности они должны располагаться для наиболее эффективного воздействия. Для этого я провела эксперимент с использованием айтрекера, который создавал тепловые карты в процессе ознакомления участниц с материалами, а потом мы беседовали, разбирали полученные карты, вместе создавали персонажей для понимания тональности коммуникации и рисовали прототипы сайтов.
Так, по окончании у меня было около десяти тепловых карт с комментариями по каждой из отобранных кампаний и десять прототипов сайтов социальных проектов против рака груди с предложенными смысловыми блоками, сценариями и подходами к коммуникации. В процессе анализа полученных данных удалось выявить пересечения в комментариях и созданных идеях, что вылилось в практические рекомендации по UX-дизайну для социальных диджитал-кампаний против рака груди и в итоговый полноценный прототип возможной действенной, по мнению целевой аудитории, социальной кампании с подробными описаниями сценария, смысловых блоков и их последовательности, контентного и смыслового наполнения, а также тональности коммуникации.
Катя: Моя конкурсная работа фактически выросла из курсовой, в которой я изучала образовательную миграцию выпускников селективных региональных школ в столицы через культурсоциологическую призму. В целом известно, что после окончания школы многие талантливые выпускники не остаются в своих регионах, а на Дальнем Востоке, откуда я сама, это особенно обостряет проблему оттока населения.
Вместе с научным руководителем мы решили посмотреть на эту проблему с точки зрения культурных процессов, образующих контекст взросления и образования до и в процессе перехода в университет. Изучаемая образовательная траектория — из селективной школы в регионе в селективный вуз в столице — воспроизводит неравенство (селекция при поступлении в такую школу в том числе выступает механизмом воспроизводства), и при этом мы обнаруживаем имплицитность такого выбора, он абсолютно естественен для такой школы, это можно назвать нормой, которая передается условно из поколения в поколение выпускников. Зачастую такой переход «школа – вуз» не воспринимается как мобильность (то есть эта траектория — органичная часть самовосприятия статуса) и не сопровождается сильной рационализацией выбора, к которой могут прибегать менее привилегированные выпускники. Но еще уточню, что работу нельзя считать полностью завершенной, сейчас она трансформируется в мою магистерскую диссертацию, поэтому более полноценными результатами смогу поделиться весной.
Ульяна: Моя работа посвящена особенностям романтического общения представителей поколения Z. Целью стало выявление роли интерьера в выборе пространства для романтического общения и стратегии преодоления противоречия уникального и унифицированного опыта поколением Z. Для начала необходимо было понять приоритетный тип коммуникации в романтической сфере и выявить, на основе каких факторов «цифровые кочевники», склонные к общению онлайн, выбирают место для неопосредованной коммуникации. Было выявлено, что при романтическом общении приоритетным остается офлайн-формат, а основным источником информации о месте проведения свидания является медиаобраз заведения.
Также полученные эмпирические данные свидетельствовали о склонности представителей поколения Z к получению от места свидания уникального опыта (в частности, через взаимодействие с необычными элементами интерьера, такими как, например, аквариум, полностью занимающий одну из стен заведения). Однако был выявлен ряд ограничений, усложняющих получение уникального романтического опыта.
Самым интересным выводом лично для меня стало разделение романтического взаимодействия на «свидание», проходящее в интерьере с уникальными элементами, и «встречу», проходящую в унифицированном интерьере. Данное разделение применялось в качестве стратегии решения проблемы невозможности постоянного получения только уникального опыта от места проведения свидания.
Был ли у вас уже опыт участия в НИРС?
Аня: Впервые я участвовала в НИРСе в 2020 году, будучи на втором курсе бакалавриата, со своей курсовой работой. Это, кстати, был первый шаг в изучении темы, которую я продолжила изучать уже в дипломной работе, о которой рассказала ранее. Тогда я изучала влияние визуальных образов на восприятие социальной рекламы против рака груди и поняла, благодаря участницам исследования, что в рамках такого сложного направления, где речь идет еще о жизнях людей, проблему необходимо решать комплексно и пытаться закрывать все пробелы в знании, мотивации и действии. По итогу я заняла тогда 3 место, сама того не ожидая.
В чем ваш секрет успеха в конкурсе НИРС 2022 года?
Аня: Уверена, что единственный секрет успеха, не зависящий от времени — это выбор темы сердцем! Если вас по-настоящему будет волновать и интересовать то, что вы хотите сделать и изучить, то в любом случае вас заметят и награда не заставит себя ждать.
Катя: Не оставлять все на последний момент, хотя часто так не получается. Вообще сейчас мне кажется, что качественная курсовая, например, уже дает какой-то хороший фундамент. Вот и лайфхак. Я люблю к себе придираться, поэтому не скажу, что у меня была прямо выдающаяся работа, но магистерская курсовая, если честно, стала моей самой качественной учебной академической работой на тот момент, и осенью я работала только над текстом.
Ульяна: Не могу сказать, что есть какой-то универсальный секрет, улучшающий любую работу. Безусловно стоит уделять особое внимание качеству научных статей, рассматриваемых в теоретической части, а также внутренней связности и последовательности текста. Я старалась по возможности полно раскрыть часть «обсуждение результатов», в которой происходит синтез проанализированных данных через призму выбранной теоретической рамки. Это помогло связать мою работу с уже представленным научным дискурсом. И хочу поделиться моментом, важность которого я поняла на собственном опыте: если ваше исследование предполагает практическое применение, возможно вплоть до указания этого в тексте работы, как это было в моем случае, уделите внимание описанию использования полученных знаний на практике.
При выборе темы в вашем случае шел ориентир больше на собственные интересы или на актуальность проблемы?
Аня: Тут произошел какой-то очень хороший симбиоз, так как эта тема — смесь моих интересов с актуальностью. Как вообще все произошло?
Однажды по телефону моя бабушка сказала, что у одной из наших родственниц обнаружили рак груди, и она проходит серьезное лечение. Тогда меня это очень сильно тронуло с точки зрения того, что никогда не знаешь, в какой момент стрельнет та или иная беда, и страшно оказаться абсолютно не осведомленным в вопросе, один на один с проблемой, слепо верящим всем подряд, но только не себе и своим знаниям.
Помню, как решила погуглить, какие социальные кампании уже создавались в рамках этой темы до этого для увеличения осведомленности девушек. Их, на удивление, было не так много и в основном созданные иностранными агентствами. Все они были удивительно привлекательными с точки зрения графического дизайна, что в один момент я даже забыла, зачем начала это все искать, потом включилась и подумала: «И это все? Неужели эти картинки действительно работают и как-то меняют положение дела?». С этого началось мое погружение в изучение социальной рекламы против рака груди — изначально курсовая работа, а потом и диплом, то есть тема была животрепещущей для меня самой и действительно актуальной для индустрии.
Как понять, с чего начать писать работу вообще?
Катя: Если речь именно о первом предложении, то просто с чего-нибудь, главное — начать. Лично я практически никогда не включаю именно первое написанное предложение, но важно постепенно делать наброски текста, чтобы потом собрать тот самый.
Если же речь о том, как подступиться, то сейчас я зачастую начинаю с теории, выписываю тезисы из прочитанного своими словами, а потом собираю первые наброски. В качественных исследованиях это еще, как мне кажется, помогает разрабатывать инструментарий — гайд интервью в моем случае или, например, структуру включенного наблюдения.
Ульяна: Думаю, с этой проблемой так или иначе сталкиваются все студенты. Лично мне помогало то, что я начинала писать самое очевидное. В любой, даже самой сложной теме, есть некая основная линия, которая совершенно точно должна быть раскрыта. Я начинала освещать именно такие, значимые, но при этом достаточно очевидные аспекты. По мере написания становилось понятно, какие моменты стоит раскрыть подробнее, а какие в целом не являются релевантными, так как относятся к слишком широкой теме. Постепенно корректируя текст, я пришла к пониманию того, как дальше развивать свою мысль.
На ваш взгляд, насколько важно иметь хорошего руководителя или ментора?
Ульяна: Представьте, что вы ведете корабль сквозь шторм, огромные волны грозят своей разрушительной силой, а определить путь уже не представляется возможным. Но при этом рядом с вами находится надежный старпом, прошедший не одну бурю и готовый помочь делом и советом. Так и хороший руководитель на старте научной деятельности направляет, помогает систематизировать работу и выявить четкий фокус исследования, а также скорректировать слабые стороны работы. Безусловно, студент может делать это самостоятельно, абстрагируясь и применяя helicopter view, однако из-за отсутствия опыта это может быть затруднительно. При написании моей работы научный руководитель помог с разработкой инструментария и первичным выбором фундаментальных научных работ для рассмотрения. Его советы позволили мне добавить значимые детали, повышающие качество анализа собранного эмпирического материала.
Какие советы вы бы дали всем, кто планирует участвовать в конкурсе в следующем году?
Аня: Как уже говорила, я бы посоветовала постараться выбрать тему и методы исследования, от соприкосновения с которыми у вас будут гореть глаза. А далее вдохновляться, не опускать руки, несмотря на усталость, и верить в себя!
Катя: Как человек, который несколько раз порывался забить на все, скажу, что точно стоит подаваться, даже если есть сомнения! И повторюсь: попытаться не делать все в последний момент, хотя бы в предпоследний.
Ульяна: Обязательно стоит участвовать и попробовать свои силы не только в практической, но и в научной сфере. По своему опыту могу сказать, что во время и даже после написания работы важно консультироваться с несколькими преподавателями, ведь таким образом есть возможность получить объемный взгляд на свою работу, выявить слабые моменты и возможности для дальнейшего развития темы. Мне очень помогло именно то, что я получила критику со стороны преподавателя, не являвшегося моим руководителем. Поняв, что у меня есть слабые стороны там, где даже не могла представить, я в итоге проработала ошибки и усилила работу.