Non scholae
sed vitae discimus

На соревнованиях самое главное – это борьба в лодке с самим собой

Мало кто знает, но в Вышке есть собственная сборная по академической гребле. Команде не так много лет, но у нее уже есть громкие достижения: чемпионы Московских спортивных игр-2021, серебряные призеры Международной регаты «Golden Blades», топ-15 лучших в России. Ребята активно ведут группы в VK и Telegram, а еще у них появился YouTube-канал. Мы пообщались с Артемом Брицыным, капитаном мужской сборной, и узнали, как из маленькой студенческой инициативы команда по гребле превратилась в амбициозный проект.

На соревнованиях самое главное – это борьба в лодке с самим собой

Гребля – достаточно необычный вид спорта. Расскажи, почему ты начал увлекаться ей?

Я с пятого класса занимался лыжами, а с ними «за руку» – и легкой атлетикой. И когда у нас на МИЭМе в 2019 году начали собирать команду для спартакиад по легкой атлетике, я сразу же согласился. В итоге наш факультет выиграл эстафету 4 по 200 метров, и после этого я заинтересовал участника команды Мировой экономики и мировой политики Антона Кошелева. Это был основатель сборной Вышки по гребле, ее первый капитан и абсолютно легендарный для команды человек. Он и позвал меня грести, но я тогда идею проигнорировал, плюс к тому начался локдаун из-за ковида.

И вот в июне мне приходит сообщение от Антона: «Завтра у нас тренировка, приходи, мы же договорились». 

Тренеру и команде я понравился, меня взяли, а уже через месяц поехал на свой первый этап в лодке в Питер. С тех пор и Антон, и следующий за ним капитан Толя Андреев, тоже мой близкий друг, Вышку окончили и доверили мне стать лидером команды.

Что изменилось в твоей жизни после того, как ты стал капитаном?

Главное, что могу отметить – стал более ответственным. А в остальном ничего кардинально не изменилось, я всегда старался быть идейным человеком в нашей команде, поддерживал всех. Понятно, что духовным лидером чаще всего можно стать только будучи капитаном, но спортивным лидером должен стремиться быть каждый. В команде вообще должна быть сбалансированная система лидерства. Кто-то хорош в одном качестве, другой – в другом, третий – в третьем. Иначе всю работу делает один человек, а после его ухода эта система рушится.

Капитанство для меня реинкарнация детской мечты. 

Очень приятно было представлять родной университет на каких-то мероприятиях. Помню: построение всех капитанов команд на финале зимнего сезона гребной лиги, ты выходишь с флагом Вышки… От всего этого, конечно, мурашки идут по коже.

Как внеучебка в целом помогает тебе в жизни?

Если говорить про образовательный трек – то здесь однозначно мне очень помогло знакомство с Антоном Кошелевым, нашим первым капитаном, которого я уже упоминал. Он меня всегда поддерживал, подкидывал какие-то курсы, помогал с составлением резюме, поиском работы. Благодаря нему я сейчас работаю в Сбере. Да и по сей день я считаю его своим ментором.

На личную жизнь гребля тоже повлияла – вот например, подруга нашего СММ-менеджера стала моей девушкой. Много новых друзей, необычных знакомств. В греблю в целом приходят уникальные люди, с которыми интересно общаться, заниматься нетворкингом.

Ваша команда считается молодой. Расскажи, как она появилась?

Да, относительно других команд мы достаточно молодые. То есть если СГЛ (студенческая гребная лига) появилась в 2016 году, уже тогда были вузы с большой гребной историей: МАИ, Политех, ИТМО и др. А в Вышке это все зародилось только в 2019 году из-за студенческой инициативы Антона Кошелева. Потом эту движуху поддержали наши первые тренеры Роман Руденко и Варвара Болденкова. И повезло, что замдекан факультета МиРЭКа Денис Медведев в прошлом занимался греблей, он тоже заинтересовался инициативой Антона. Благодаря всем этим людям у нас в вузе и появилась гребная сборная.

Вы как-то взаимодействуете с другими спортивными организациями Вышки?

Да, конечно. В нашу сборную почти все пришли из других видов спорта, и мы продолжаем ими заниматься. У нас в команде – пловцы, лыжники, бегуны, легкоатлеты, велосипедисты, хоккеисты, баскетболисты. Как видно, почти все эти виды спорта – циклические, как и гребля. 

В них повторяются одни и те же движения, это очень большое сходство. Поэтому мы всегда поддерживаем, если ребята занимаются другими циклическими видами спорта, это только на пользу гребле.

Например, мы с Даней Клянчиным, нашим менеджером и членом команды, в межсезонье выступаем за лыжную команду. Там, к сожалению, не так много соревнований, только Московские студенческие спортивные игры. В гребле эта движуха куда веселее – у нас около 10 этапов в год, почти каждый месяц есть какие-то соревнования.

Очень хотелось бы, чтобы в лыжах что-то подобное тоже появилось.

Из каких соревнований состоит гребной сезон?

У нас 6 этапов, 5 из них мы «крутим» на гребных тренажерах дистанционно у себя в зале на Малой Ордынке. Всех, кстати, приглашаем приходить болеть за нас.

Обязательное условие участия в этапах – съемка процесса на камеру, чтобы все было чисто и прозрачно. Поэтому мы запускаем прямой эфир во ВКонтакте. Финальный этап проходит в Санкт-Петербурге, туда попадает топ-20 команд по итогам зимнего сезона.

Летние этапы начинаются в мае. Мы выступаем сначала в Питере, потом у нас проходит домашний этап – «Большая Московская Регата» в Крылатском. Далее следует перерыв в два месяца, потому что все студенты разъезжаются по домам. Но уже в сентябре мы выступаем в Сестрорецке, и наконец в Казани – финал летнего сезона.

Как проходит набор в команду?

Набор у нас не привязан к конкретным датам. Он проводится по запросу – если кто-то записывается в гугл-форме, которая у нас всегда открыта в группе ВКонтакте. 

Мы проводим открытую тренировку с ребятами, на которой показываем весь процесс, основы техники, а потом они «крутят» контрольные 1000 метров на гребном тренажере. Если мальчикам удается сделать это за 3,40 минут, а девочкам – за 4,20, то мы берем их в команду.

Обязательно: чтобы ребята были из Вышки и им не было больше 25 лет (это ограничения СГЛ). Желательно чтобы ростом мальчики были не ниже 180 см, а девочки – не ниже 170. Просто потому, что в лодке должно быть синхронное движение, а этого трудно достичь при большой разнице в росте. У нас в мужской сборной средний рост – около 187 см, это примерно та антропометрия, которую предполагает гребной спорт. Но все же если у вас низкий рост и вес – добро пожаловать на позицию рулевого. Они должны весить около 55 кг. Поэтому все, кто хочет попробовать, велкам.

Какие проблемы сейчас наиболее актуальны для команды?

Сейчас происходит глобальная перестройка команды. Если сравнивать этапы годичной давности и ситуацию сейчас, то из всей восьмерки остался только один человек – это я.

Все остальные ребята пришли недавно, еще не совсем привыкли. Очень важно, чтобы у каждого в команде была идейная мотивация, но ее сложно транслировать, когда нет постепенной смены поколений, преемственности. У нас вот в октябре, совсем недавно, из восьми членов костяка ушло пятеро. Это издержки студенческого спорта, мы все связаны по рукам и ногам довольно тяжелой учебой и с этим ничего не поделать.

Конкретно сейчас работаем над тем, чтобы не было резкой смены поколений, чтобы старшие члены команды могли передавать идею и мотивировать новых ребят. В идеале нам нужно, присутствие всей восьмерки вместе с запасными на тренировках 5-6 раз в неделю, чтобы ребята сами этого хотели. Но в нынешних условиях это сложно выстроить.

Ты сейчас на выпускном курсе и тебе самому скоро предстоит уходить. Как ты будешь выбирать преемника на позиции капитана?

Основной критерий для меня – это спортивные результаты. Я считаю, что капитан должен быть путеводной звездой для членов команды. Сильным спортсменом, который пропагандирует правильный подход к делу. Важно донести до людей, что если они попали в клуб, преодолели входной барьер (километр за 3,40 минут), то они уже очень многого добились в плане спорта. И результатом высокой самооценки обязательно будет требование от себя многого. Это определяющий момент, потому что часто люди, приходя в незнакомый для них спорт, оказываются не готовы выжимать из себя по максимуму. А на соревнованиях самое главное – это борьба в лодке с самим собой.

Я уже сейчас присматриваюсь к ребятам, но выбирать все-таки буду ближе к концу сезона. А прямо сейчас я верю, что у нас есть большой шанс с нынешним костяком выстроить крутую команду с невероятной культурой, о которой люди потом будут говорить с восхищением и желанием себя с ней ассоциировать. Если честно, я просто не дышу, чтобы все это и вправду случилось.