Higher and dog-friendly: канистерапия в Вышке
Канистерапия — именно так называется эта практика — это разновидность терапии с животными, метод лечения и социальной реабилитации с привлечением специально отобранных и обученных собак. Но кто приводит этих хвостатых специалистов в Вышку и зачем?
Мы поговорили с Ириной Макаровой, директором Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ, о том, как появилась идея приводить пушистых терапевтов в университет, зачем студентам нужна канистерапия и при чем здесь лама.
Мы заметили, что на всех Mental Health Day канистерапия — популярнейшее событие. Как вообще пришла эта идея – приводить собак в НИУ ВШЭ?
На самом деле, идея пришла довольно давно. Тогда моим непосредственным начальником был Игорь Чириков, он был проректором НИУ ВШЭ. У него был опыт обучения в Университете Калифорнии Беркли, и он рассказывал, как во время учебы его порой накрывали ностальгия и тяжелые чувства. Даже когда мы живем и учимся, здесь, в родном городе, нам не очень-то легко. Но я понимаю студентов, которые приезжают из других городов – это часто дефицит тепла и чего-то домашнего.
Возможно, москвичи не всегда в состоянии это оценить. Они приходят домой, могут поворчать на родителей, но у них приготовлена какая-нибудь кашка, все постирано, убрано. Я имею в виду, что есть вещи, которые выполняют не только функциональную роль: поесть, походить в чистой одежде — у них еще и важная психологическая функция — это своеобразный тыл.
Игорь Чириков говорил, что, когда он учился в Беркли, у него были моменты, когда было очень тяжело. И в один из таких моментов психологи университета сделали сеанс зоотерапии (animal therapy — терапии с животными). Только привели они не собачку, а… ламу. Да, в кампус Беркли – где много открытого пространства, ведь университет южный — навестила лама, пришли студенты, и ламу можно было погладить. Игорь Чириков сказал, что это взаимодействие и общение с животными тогда его психологически поддержало. И вот он предложил: почему бы нам в Вышку не пригласить животных терапевтов? Есть ли в России что-нибудь похожее? Оказалось, есть.
И в Москве, и в России много возможностей использования разных хорошо зарекомендовавших себя методов зоотерапии. Мы стали смотреть варианты и оказалось, что канистерапия — самое подходящее в нашей ситуации.
Мы связались с ассоциацией канистерапевтов, и начали сотрудничать с разными специалистами. В том числе возникло довольно теплое и постоянное сотрудничество с Городским психолого-педагогическим центром. В его подразделении «Северное» есть группа канистерапевтов, которая в основном работает с детьми с особенностями развития. Эти специалисты с удовольствием участвуют не только в наших мероприятиях, но и в психологических конференциях, которые мы проводим. На них мы рассказываем, как терапия может работать. За счет этих конференций идея использования канистерапии теперь распространилась и в других университетах Москвы. Вот такая вот история. Кажется, ей уже около пяти лет.
Сложно ли было все это организовать? Особенно первый раз привести пушистых терапевтов в университет?
В самый первый раз было несложно. Тогда мы просто решили попробовать и еще не понимали, как это будет выглядеть. Мы решили организовать все в общежитие Дубки — там есть большое пространство на улице между кампусами, где можно встретиться с собаками.
Эксперимент удался в том смысле, что канистерапия сразу приобрела популярность. Студенты кричали нам с 17-го этажа: «Только не уходите! Мы сейчас спустимся, даже лифт не будем ждать!». Люди выбегали из всех корпусов, собралась огромная толпа. И мы поняли, что в организации таких мероприятий есть большой смысл.
С другой стороны, стало ясно, что открытое пространство не очень подходит для терапии. Ведь псы-терапевты — это не просто собачки. Это животные, которые привыкли работать, и чаще всего они работают в помещении. Для них важна структурность пространства.
Поэтому теперь мы делаем мероприятия внутри университета, отделяя территорию работы. Важно, чтобы и студенты получали тепло от взаимодействия с собакой, и чтобы для пушистых терапевтов это взаимодействие не было травмирующим. Если все начнут тискать собаку и отрывать от нее кусочки в приливе чувств, это уже совсем не терапия.
Мы уже затрагивали эту тему ранее, но все-таки чем канистерапия может помочь студентам?
Я не думаю, что один сеанс общения с собаками действительно решит какие-то психологические проблемы. Но думаю — так же, как когда-то у Игоря Чирикова, — когда ты живешь вдали от дома, где все привычно, возникают очень сложные в переживаниях чувства тоски, одиночества, дефицита тепла, заботы. А собаки — они идеальные домашние животные. Мы сейчас говорим даже не про терапию, а вообще про значение собаки в жизни человека. Основная идея собаки — это служение. Бескорыстное, эмоционально теплое. Они привязаны, они любят, это идеальный друг. Ну, просто Хатико.
При этом еще собаки в канистерапии — особенные собаки. Они эмоционально очень устойчивые и выучены поглощать агрессию человека. Их специально психологически отбирают для того, чтобы работать с детьми с особенностями развития, а таким детям иногда сложно регулировать аффекты. Но собака готова все это принимать, поэтому она становится хорошим терапевтом для ребенка.
В случае со студентами нечто похожее. Сложности и трудности вызывают не только горестные, тяжелые чувства. Одновременно они мощно аккумулируются с раздражением и агрессией. Поэтому даже мимолетная встреча с собакой-терапевтом имеет большой психологический эффект.
Чем все же объясняется такая популярность канистерапии у нас в Вышке? Этим восприятием собаки как друга, в котором мы нуждаемся?
Не уверена, что это разговор именно о друге, все-таки в терапии участвуют специально обученные собаки. Но мне кажется, что у большинства студентов, даже если они местные, есть большая потребность в общении с лохматым, добрым, абсолютно преданным и каким-то забавным существом.
Получаете ли вы какой-то фидбек от студентов? Были ли какие-нибудь особенно запомнившиеся отзывы или случаи на терапии?
Очень много... У нас же был момент, когда мы делали специальные канистерпевтические группы, где было ограниченное число участников.
Была история, когда к нам в группу пришел иностранный студент. Сеанс длился 40 минут. И во время сеанса никого не стимулируют на тесный контакт с собаками. Но если вы хотите, вы можете обнимать собаку, можете лечь на нее или она может лечь на вас. Но если вы не хотите, вы можете сидеть в отдалении, это тоже будет хорошо.
И вот молодой человек сидел на расстоянии, и в какой-то момент терапевт спросила, есть ли у него желание чуть-чуть приблизиться. На что он ответил, вообще-то он боится собак, потому что его покусали в детстве. И с одной стороны, он много слышал о канистерапии и пришел посмотреть что это такое. Но с другой, он не очень комфортно себя чувствует, поэтому находится в отдалении. Терапевт сказала, что он может делать как ему удобно: может постоять на расстоянии, но если почувствует, что себя в безопасности, то может подойти, положить руку и отойти.
Когда все закончилось, и когда у тех, кто провел сеанс в тесном контакте с собаками, были обнимашки-целовашки, молодой человек вдруг сказал: я почувствовал, я могу. Он подошел и попросил: можно я положу руку на мягкое? И положил руку. И так простоял несколько минут.
Он сказал, что ему это помогло, потому что, с одной стороны, он чувствует одиночество и некоторую чуждость в стране, где адаптируется. А с другой — для него было удивлением, что ему удалось преодолеть довольно сильный страх. Конечно, это не значит, что он теперь будет активно общаться с собаками. Но это очень большой прорыв, потому что страх собак — это же тоже страх агрессии и сложность переработки как собственной агрессии, так и агрессии, которая направлена на человека. В этом смысле, мне кажется, контакт с собакой — очень важный шаг, который человек может сделать.
Приходили ли преподаватели на встречи с собаками?
Огромное количество преподавателей. И преподаватели, и сотрудники Высшей школы экономики. И все спрашивают, а когда пушистые терапевты снова нас посетят?
У меня есть фотографии с последнего Mental Health Day, где фотограф заснял офисы, выходящие окнами в атриум. А внизу собачки. И все-все в офисах собрались у окон и смотрят, что там приходит.
Конечно, сотрудникам это тоже очень нравится. Они, может, с удовольствием бы спустились и позволили себе пообщаться. Но, думаю, некоторых останавливает, что там студенты — они же очень открытые, эмоциональные и искренние. И, возможно, преподавателям в этой ситуации неловко. Думаю, что если бы не это, все сотрудники также побежали бы по лестницам, чтобы прикоснуться к собаке.
А вы сами общаетесь с собаками-терапевтами?
Ой, я общаюсь с ними каждый раз. Раньше, когда мы делали наши маленькие сеансы канистерапии, я всегда приходила.
Я вообще собачница, и мне нравится взаимодействовать с собаками. Но в тоже время очень интересно наблюдать за участниками: есть люди, у которых сразу тесный контакт, они сразу обожают этого пушистого друга. А есть те, кто насторожен. Для них есть дистанция, и они скорее посмотрят, чем будут тактильно контактировать. И приятно видеть, как к концу эти опасения медленно снимаются, участники становятся мягче. Может быть, в конце они не будут обниматься с собакой, но могут прикоснуться, погладить.
Сейчас мы делаем встречи в рамках Mental Health Day, а сеансы временно приостановили. Дело в том, что в канистерапии всегда есть момент, когда собаки устают. Поэтому терапевт, с которой мы проводили группы, сделала паузу в работе.
Но, конечно, у нас всегда есть в планах возвращение сеансов. Мы бы хотели снова делать маленькие терапевтические группы: чтобы люди записывались, количество людей было ограничено — не более 10 человек. Раньше мы делали такие сеансы в коворкинге. Надеюсь, мы все же соберемся и продолжим делать что-то похожее.