Non scholae
sed vitae discimus

Студенты студентам: кто такие научные кураторы и как они помогают первокурсникам войти в академическую сферу

Не секрет, что большое количество студентов боятся начать заниматься наукой, потому что думают, что это сложно, муторно, не прибыльно и порой даже бесперспективно. В связи с этим в 2021 году ЦАРС (Центр академического развития студентов) запустил проект, основная цель которого — сделать академический мир ближе как первокурсникам, так и другим студентам, а также развеять некоторые мифы о науке в университете. И это — научные кураторы.  В этом учебном году к проекту присоединилось 85 человек.

Студенты студентам: кто такие научные кураторы и как они помогают первокурсникам войти в академическую сферу

Наши сегодняшние герои материала — три научных куратора с разных факультетов: ФМЭиМП, МИЭМ и факультет физики. 

Алексей Космачев, Светлана Воскресенская и Глеб Волоховский — одни из первых научных кураторов НИУ ВШЭ. Они активно участвуют в жизни проекта, например, Алексей и Света были организаторами своей секции на Школе Кураторов 2022, а Глеб — глава медиа научных кураторов. 

Эти ребята точно знают, что наука — это классно и интересно!

Так кто же такие, по вашему мнению, научные кураторы?

Леша: Группа ребят, активно развивающихся в научной деятельности и всячески помогающих развивать это в других.

Глеб: Это студенческое объединение, которое помогает всем ребятам в Вышке окунуться в научную жизнь университета и начать свой исследовательский путь в нем. Также стоит упомянуть, что НК — это часть большой семьи Кураторов. 

Света: Научные кураторы — это люди со старших курсов, помогающие студентам адаптироваться в академической среде вышки.

Отметим, что помимо адаптации они занимаются организацией научно-популярных мероприятий и на своих факультетах и ведением медиа о науке в Вышке.

Три слова о научном кураторстве

Леша: Поддержка, креативность, взаимовыручка.

Света: Научная коммуникация; просто о сложном, креатив.

Глеб: Коммуникация, серчинг и консультация.

Как стать научным куратором?

Для того, чтобы стать научным куратором, не нужно работать в лаборатории, иметь публикации или состоять в республике ученых («социальное пространство научной коммуникации» — прим. с сайта).

Глеб: Это несложный путь — пройти собеседование и отбор в организацию. Для участия необязательно иметь бэкграунд исследователя — многие сюда приходят узнать о научном мире Вышки, а потом рассказывать о нем всем желающим. Если говорить про мой путь — сначала попасть на проект по ведению соцсетей научных кураторов, дальше — по инерции.

Леша: На самом деле, главное — желание. Потому что если оно есть, то любые отборы пройти не составит особого труда.

Отборы проходят во втором семестре. После них будущие научные кураторы проходят небольшое обучение, чтобы закрепить представления о том, как устроена наука в Вышке, и узнать, как помогать первокурсникам на пути в академическую сферу. Им необходимо освоить научную коммуникацию, научиться создавать и проводить научпоп проекты, понимать процесс публикации, знать все о мобильности и многом другом.

О проектах и мероприятиях: в каких вы уже успели поучаствовать?

Глеб: Я рассказывал в рамках адаптационной программы первокурсникам ОП «Мировая экономика» и ОП «Международные отношения» о том, как устроена исследовательская деятельность в Вышке. Также успел поучаствовать в научном фестивале «Пять шагов»1, где вел точку про экспресс-исследования.

Света: Школа кураторов, фестиваль «Пять шагов», адаптационная программа для первого курса, создание постер-выставки на факультете физики, Конгресс молодых ученых. 

Леша: Я участвовал в разработке и проведении адаптационной программы НК для первокурсников 2021 и 2022 года набора, помогал в проведении фестиваля науки 2022 и Miem Inside2. Состою в республике ученых.

О внеучебных возможностях: что вы открыли для себя, будучи научными кураторами?

Леша: Классную академическую среду, в которой любой готов помочь и поддержать — думаю, это многого стоит. Из внеучебного — различные научные мероприятия (например, научные бои, фестивали науки), всевозможные конференции (например, конференция им. Арменского).

Света: Я открыла для себя разнообразие построения науки в разных исследованиях, возможности научной коммуникации. Из проектов я могу назвать научные бои, фестиваль науки, подкасты о науке, ридинг-клубы.

Глеб: Научную жизнь Вышки. Познакомился с научными сотрудниками университета и стажерами-исследователями и в принципе осознал, что наука — это творчество и поле для реализации себя и своих идей. А еще участие в работе научно-учебных лабораторий и исследовательских центров, научное ассистентство — это когда ты помогаешь научному сотруднику в проведении исследования, науч-поп мероприятия от научных кураторов и не только.

Вышка – это…?

Леша: Незабываемые впечатления

Света: Разнообразие

Глеб: Насыщенная внеучебная жизнь и крепкое межфакультетское коммьюнити.

 

1Ежегодный фестиваль науки НИУ ВШЭ, включающий в себя квесты, квизы, мастер-классы и лекции. Также в рамках мероприятия обычно проводится финал Научных боев. 

2Масштабный научно-технологический фестиваль факультета МИЭМ, посвященный трем юбилейным датам: 60 лет основанию МИЭМа, 30-летие НИУ ВШЭ и 10 лет с присоединения МИЭМа к Вышке.