Non scholae
sed vitae discimus

Мария Горденко: «Вышка — молодой вуз, который притягивает молодых и амбициозных преподавателей»

Нам удалось пообщаться с Марией Горденко, старшим преподавателем НИУ ВШЭ и НИТУ МИСиС, финалисткой конкурса «Лига лекторов» российского общества «Знание» и серебряной медалисткой олимпиады «Я — профессионал».

Мария Горденко: «Вышка — молодой вуз, который притягивает молодых и амбициозных преподавателей»

Мария поступила в Вышку на «Программную инженерию» в 2013 году. После бакалавриата пошла в магистратуру ФКН. Но ей было этого мало, и она параллельно получала образование бакалавра в «Юриспруденции», а потом еще и в магистратуре по этому же профилю. 

Сейчас работает в Вышке и НИТУ МИСиС преподавателем, а также ведущим экспертом в Институте статистических исследований и экономики знаний, проводит исследования. 

Девушка поделилась с нами, каково быть молодым преподавателем в Вышке, рассказала о своих хобби и увлечениях, а также о множестве конкурсов и олимпиад, в которых участвовала будучи студенткой. (Больше о студенческих олимпиадах можно узнать в нашем предыдущем материале). 

Тяжело ли молодому преподавателю адаптироваться в вузе?

Все зависит от вуза. Вышка — молодой вуз, который притягивает молодых и амбициозных преподавателей. Я не испытывала трудностей в адаптации. Были небольшие проблемы, когда я только пришла преподавать в 2017 году. Например, я не знала, как начать пару. Бывало, что захожу в аудиторию, а студенты спрашивают: «Ты новенькая?».

Вышка дает кучу возможностей для адаптации преподавателей: курсы педагогического мастерства, Фонд образовательных инициатив и др.. Если надо научить преподавать — научат.

А что вы преподаете?

Программирование на C#, Python, C++, алгоритмы и структуры данных. 

Как проходит ваше общение со студентами?

Студенты стараются как-то подружиться со мной, мы еще примерно в одном возрасте, в одном поколении. А я стараюсь выстроить некую грань. Преподаватель есть преподаватель, это не близкий друг. Если не соблюдать субординацию, ты не сможешь трезво оценивать студентов. Но при этом у нас дружеская атмосфера на парах. Мы иногда ходим на экскурсии вместе, например, смотрели в МГУ на суперкомпьютер. В общем, мы дружно сосуществуем.

Какой главный плюс быть молодым преподавателем? Какие есть преимущества?

Молодой преподаватель только-только закончил вуз, поэтому хорошо знает всю «внутреннюю кухню», помнит моменты, которые не нравятся в обучении студентам. Мы на одной волне с ребятами, у нас одинаковые интересы. 

Есть ли отличия между студентами разных вузов?

Даже студенты одного вуза сильно различаются. Я веду пары на ФКН и на ФСН, студенты очень разные в общении, в поведении на парах. Также существует очень большое различие студентов бакалавриата и магистратуры.

С какими ошибками сталкивается молодой преподаватель?

Очень многие хотят научить невозможному: на первой лекции рассказывают все, что сами знают. Ошибка многих — уместить большой объем информации в одно занятие, дать больше, чем возможно. 

Некоторые не соблюдают субординацию, позволяют переходить грани нормы, студенты этим очень сильно пользуются. 

Много ли зависит от того, как студенты принимают преподавателя?

Ребята очень хорошо чувствуют преподавателя и желание преподавать в этот день, есть ли у тебя настроение. Главное — постараться понять студентов: пришли ли они просто заработать оценку или же получить знания.

Какие навыки и качества должны быть у людей, которые хотят работать в сфере образования?

Я никогда не думала, что буду преподавать, когда-то попробовала и мне понравилось.

Преподаватель — это человек с желанием обучать, общительный, коммуникабельный. Есть множество методик, как научиться преподавать, можно получить этот навык через опыт. Я ездила на большое количество конкурсов, чтобы на примере коллег понять, как это правильно делать.

Внеучебная жизнь студента важна. Как вы думаете, это правильное мнение или студент должен просто ходить на пары?

Если студент будет только учиться, то это уже робот, а не человек. Внеучебная жизнь важна, именно в ней у ребят появляются новые знакомства и интересы. Важно выпускать свою энергию, развиваться, применять полученные знания. 

Нужно ли преподавателям заниматься внеучебной жизнью?

Конечно. Многие психологи говорят, что важно переключаться с одного вида деятельности на другой. Просто заниматься одной наукой или преподаванием нельзя, можно быстро устать.

Вы следите за внеучебной жизнью студентов?

Очень много историй рассказывают студенты сами. Открывают для меня интересные места, советуют, куда съездить, что посмотреть. Часто бываю где-нибудь по их рекомендациям. 

Есть ли у вас время на увлечения, хобби?

Мое хобби — преподавание, это не моя основная профессия. Я занимаюсь научной деятельностью, это тоже своего рода увлечение. Также люблю путешествовать, и скоро не останется городов Подмосковья, в которых я не была.

Вы очень активно принимаете участие в конкурсах и олимпиадах. Расскажите о своем опыте.

Из последних достижений — победа в конкурсе «Лига лекторов», открывшим большие перспективы: меня активно зовут на площадки, уже посетила порядка 15 городов с лекциями. 

В олимпиадах и конкурсах получаешь знакомства и опыт, встречаешь единомышленников, также открываются новые возможности. Мне очень сильно помогла олимпиада «Я — профессионал», по ней я поступала в аспирантуру. 

Почему важно принимать участие в конкурсах?

Я всегда говорю студентам, что если видите интересный для вас конкурс, участвуйте. Многие конкурсы делаются не просто так, студенты пробуют решать кейсы, участвуют в форумах, находят единомышленников, стажировки и работу.

Нашли ли вы настоящего друга на конкурсах, олимпиадах?

После «Лиги лекторов» мы все дружим, есть ребята, с которыми постоянно ездим по городам и читаем лекции, участвуем в просветительских проектах. У нас есть чат, там мы все из разных городов, приезжаем к друг другу, даже небольшие экскурсии проводим. 

Можно ли считать участие в конкурсах и олимпиадах внеучебной жизнью?

Я думаю, да. Ребята знакомятся, общаются, вместе ездят на форумы.

Погружайтесь во внеучебную жизнь, участвуйте в конкурсах и олимпиадах, проверяйте свои силы, находите новых друзей и побеждайте!

Кстати о победах. До 15 ноября можно зарегистрироваться на олимпиаду «Я — профессионал» и попробовать себя в 10-ти направлениях: естественные науки, вооружение и военная техника, социально-экономические науки, педагогические науки, искусство и гуманитарные науки, медицина и здравоохранение, компьютерные науки, агропромышленный комплекс и пищевые технологии, инженерные науки и технологии, физическая культура.

Можно выбрать несколько направлений. Главное — правильно оценить свои силы: даты проведения заключительного этапа на разных направлениях могут совпадать.

Интересно? 

Тогда вот вам ссылка на регистрацию: https://clck.ru/32ZHbN