Non scholae
sed vitae discimus

Первый в Вышке киберспортивный фестиваль

22 октября в Центре культур НИУ ВШЭ пройдет Киберфест. Участников фестиваля ждут лекции спикеров индустрии, активности от студорганизаций Вышки, призы за победу в играх и мини-турнирах и даже конкурс косплея. Центральным событием станет финал межкампусного турнира по CS:GO прямо на сцене большого зала.

Григорий Горбунов и Руслан Атауллин

Григорий Горбунов и Руслан Атауллин
Петр Захаров

Ответили на вопросы о киберспорте и рассказали о первом киберспортивном фестивале Григорий Горбунов («ВсеВышка») и Руслан Атауллин («КиберВышка»), организаторы «Киберфеста».

Как вы попали в киберспорт? С какой игры начинали? В какие компьютерные игры играли в детстве?

Руслан: Понимание киберспорта у каждой страны разное. Во многом это зависит от того, насколько оно включено в государственную политику, насколько это все вовлечено в мировую индустрию. В России, киберспорт — понятие достаточно широкое.
В детстве я играл в разные игры, начиная от эпических Heroes of Might and Magic, Warcraft III, заканчивая всякими симуляторами танков. По многим уже тогда, в 2000-х, очень активно развивался киберспорт, многие из тех игр до сих пор остаются в воспоминаниях и мемах.
Лет до пятнадцати я играл для себя, не обращая внимания на командную игру. Затем был период «кланов», когда я очень любил выполнять определенную роль в тимплее. Сейчас я вернулся к одиночным играм, просто получаю удовольствие от процесса, пытаюсь анализировать свои игры и помогать тем, кому могу помочь, где-то поддержкой, где-то опытом.

Это первый киберфест в Вышке, как пришла идея создать киберспортивный фестиваль?

Руслан: На бакалавриате я учился в МГУ и там уже существовал Киберфест на базе киберспортивного клуба университета, который организовывал мой друг. Там я дважды становился лучшим в соревновательной головоломке (Hearthstone BG). Перейдя в Вышку я удивился, что ничего подобного в университете нет. Когда я стал частью «КиберВышки», то увидел такую картину: имея достаточное количество игроков, сообщество не выводило их в очных формат, не делало что-то по-настоящему масштабного. «Киберфест» здесь стал вопросом времени.

Григорий: Я раньше увлекался играми, до сих пор иногда смотрю за событиями в мире киберспорта, и в какой-то момент в голову пришел вопрос: «А почему бы не сделать большой киберспортивный ивент в Вышке?» Мы, «ВсеВышка», любим делать мероприятия, которые запоминаются, и которых прежде не было в истории университета. Сошлись картинки сцен больших киберспортивных турниров и сцены в Центре культур — идея пришла. Мы собрались, устроили брейншторм, набросали идей и поняли, что хотим затронуть всю киберспортивную и geek-культуру в целом, сделать масштабно, чтобы это привлекло людей. Дальше случился КПСИ, куда мы и подали заявку совместно с ребятами из «КиберВышки», успешно ее защитили и выиграли грант.

Какая ваша любимая игра?

Руслан: На самом деле, я во много что не играл. Вот уже седьмой год я играю в Hearthstone, но, все-таки, моей любимой игрой она не является. Из казуальных мне нравится все, что делает Naughty Dog: серии Uncharted, The last of us, Crash Bandicoot, хотя, на часть из них я просто смотрел прохождения. Мне нравится визуал и сюжетная составляющая, хотя и геймплей — это тоже очень важная история. Из онлайн-игр назову Sid Meier's Civilization, особенно ее легендарную пятую часть. Я люблю долго думать в играх, делать ход «до фитиля», хотя, в последнее время, на это совсем не хватает времени.

Григорий: Если говорить про сюжетные — то, пожалуй, Assassin's Creed до Revelations и Resident Evil 4. Если про онлайн и киберспортивные дисциплины — контр-страйк, потратил много часов на эту игру.

Как навыки, полученные в киберспорте, помогают в обычной жизни, в учебе?

Руслан: Компьютерные игры помогли мне социализироваться в старшей школе и университете. Я очень закрытый человек, не люблю делиться впечатлениями с каждым встречным. Игры всегда были способом начать или продолжить разговор. Киберспорт научил понимать и принимать окружающих. Удивительным образом киберспорт сделал меня менее токсичным человеком, более сконцентрированным на деталях. В учебе киберспорт, по-моему, может быть полезен в базовом курсе английского языка.

Григорий: Коммуникация. Онлайн-игры и киберспорт предполагают огромные объемы общения, чаще всего с новыми, незнакомыми вам людьми. Ты оказываешься в команде с разными игроками (не всегда русскоговорящими) — приходится искать общий язык, налаживать общение. К слову, в играх я нашел несколько хороших друзей и будущих партнеров по проектам.

С каким игровыми уровнями на туринр Киберфеста пришли ребята? Были ли совсем новички?

Григорий: Уровень игры был абсолютно разный — были и новички, были и игроки с внушительным опытом. Это радует!

Руслан: К нам постоянно приходят новички, и это нормально. Я рассматриваю киберспорт как любой другой вид спорта. Люди приходят с разной мотивацией, разными убеждениями, разным пониманием, что они собираются делать. Задача «КиберВышки» здесь: показать возможности, попробовать улучшить навыки, найти человеку команду сообщников, и пустить в дальнейшее плавание.
В последнее время сталкиваемся с проблемой, что некоторые игроки не считают себя «достойными» участвовать в соревнованиях, хотя это совершенно не так. Если есть желание, нужно всегда пробовать, даже если выступление кажется провальным — оно куда лучше, чем его отсутствие.

Сколько часов уходит на тренировки? 

Руслан: Везде по-разному. У нас пока нет инфраструктуры в университете, поэтому, это достаточно хаотичная история. Мы надеемся, что сможем иметь в Вышке хотя бы небольшой клуб, куда могли бы приглашать ребят. Я точно знаю, что ребята самоорганизуются в тренировках, но очень не хватает живого, не онлайн общения.

Какой игровой опыт нужно иметь, чтобы считаться киберспортсменом?

Руслан: Опыт много где не решает. Нужно быть достаточно эффективным в команде, или ситуативным в одиночной дисциплине. Нужно быть ко всему готовым, а опыт приходит со временем.

Григорий: Мне кажется, это аналогично любому другому виду спорта. Когда человек становится спортсменом? Наверное, в момент постановки цели по достижению результатов в спорте или с момента решения связать с этим свою жизнь.

Хороший компьютер и мышка влияют на качество игры?

Григорий: Безусловно! Это то, что напрямую влияет на качество и удобство игры. Хорошие девайсы раскрывают способности на полную. Если компьютер слабый — будет низкая частота кадров, а значит, вы позже увидите вашего соперника, чем он вас, если его компьютер мощнее. Это простыми словами, но почти со всем логика такая.

Руслан: Хороший компьютер и мышка очень влияют на качество игры, но только если сравнивать с плохим компьютером и девайсами. Индустрия пытается сделать игры доступными для всех, вне зависимости от железа, и, наверное, если иметь средние характеристики — эта разница будет незначительна. Но отрицать влияние наивно.

Киберспортсменами рождаются или становятся? Встречали ли вы ребят с прирожденным талантом или все дело в тренировках?

Григорий: И рождаются и становятся. Талант — огромный бонус на старте, но упорный труд может переиграть любой талант. Как и везде.

Руслан: Везде по-разному. Не уверен, что можно обучить человека без каких-либо способностей. Но есть много случаев, когда усердие помогает. Как пример можно взять меня: усилия в подготовке помогли выиграть последние Московские студенческие спортивные игры.

Существует стереотип, что киберспортсмен = мужчина. Поддерживаете ли вы это мнение?

Григорий: Нет! Есть достаточно много женских киберспортивных команд, в нашем турнире тоже принимали участие девочки. 

Руслан: Сложный вопрос, на который у меня нет однозначного ответа. Как человек с социологическим образованием, я стараюсь такое мнение не поддерживать. С другой стороны, практика часто показывает обратное.

Играть в компьютерные игры с друзьями — киберспорт?

Григорий: Думаю, нет. Киберспорт — это про соревнования. Вот если вы с друзьями собрали команду и пошли играть отборочные на Киберфест — вы уже, как минимум, занимаетесь любительским киберспортом.

Руслан: Что мы имеем в виду под киберспортом? Каждый разработчик хочет назвать свой онлайн-режим киберспортом. Правильно все это в совокупности назвать состязаниями, а не спортом. В моем понимании, киберспорт становится таковым, при трех условиях: в него входят внешние игроки, то есть турниры проводит, спонсирует не только компания-разработчик; у игры есть определенное понятное состязательное ранжирование (рейтинг с корректировками); процесс не казуален, предполагает какой-то мыслительный и креативный процесс, обязательно ограниченный по времени и возможный для анализа.
Если вы пошли играть с друзьями в компьютерный клуб, вы не стали киберспортсменом, как если вы пошли играть в футбол, вы не стали спортсменом.

Не задумывались создать свою игру?

Руслан: Я социолог, куда мне до гейм-разработки. Идеи были, но не хватает времени из-за обилия дел, работы и учебы. Думаю, при желании, из меня мог бы выйти хороший сценарист или геймдизайнер.

Первый киберфест в Вышке — это только начало? Если ли уже планы на дальнейшие мероприятия?

Григорий: Планы уже строим, но для начала хотим направить фокус на проведение первого мероприятия.

Руслан: Это первый и не последний фестиваль. Дальше — больше. Мы готовы проводить что-то новое и развиваться во всех направлениях. Я очень хочу, чтобы к следующему фестивалю мы смогли позвать абсолютно всех, кто так или иначе связан с виртуальной реальностью. Есть идеи сколлабиться с традиционным спортом на фиджитал. Но все это возможно только при поддержке аудитории и всего университета.

Подробнее о большом фестивале киберспорта и geek-культуры можно узнать в группе: https://vk.com/hsecyberfest