Улетай и не вспоминай дедлайны. Интервью с основательницей клуба FlyHSE Елизаветой Дёминой
— Как ты увлеклась полетами на параплане?
— Я начала летать в 2008 году, первый мой полет произошел в Гималаях. Это было трудное время, я не знала, чего хочу от жизни, поэтому поехала путешествовать. В это же время я как раз училась на втором курсе экономического факультета ВШЭ, у меня абсолютно не было денег. Чтобы проходить обучение, мне приходилось впахивать на трех работах, я заваливала экзамены, выживала. Несмотря на все это, я и Вышку смогла окончить на девятку, и хорошим пилотом стать. Но было очень сложно. Поэтому FlyHSE — лучшая возможность совмещения учебы и спорта с парапланами. Если бы у меня в то время была такая возможность, я бы буквально была на седьмом небе от счастья. Вот так и начался мой путь: сложная учеба и поездка в Индию, где я искала себя и нашла парапланы.
Сейчас являюсь пилотом-акробатом, то есть выполняю высшие по уровню сложности элементы аэробатики. В России людей, выполняющих сложные элементы, около 15-ти человек, а женщин – всего две.
— Как превратить увлечение полетами в профессию и почему за неё так много платят?
— Полеты на парапланах – популярное развлечение, особенно среди туристов. Если работать на курортах, то заработок очень крутой. Такие полеты есть везде, от Европы то Мальдив. Если говорить про отечественные курорты, то это Сочи. Мои коллеги летают на Розу-Хутор, совершают несколько полетов в день, и у них зарплата в среднем около 300 тысяч в месяц.
Во-первых, это очень яркий и интересный вид спорта. Люди, которые с тобой летают, очень живо и красочно переживают этот полет, радуются, становятся счастливыми, благодарят тебя. К тому же, достаточно свободный график. Летаешь, занимаешься любимым спортом, и оплата великолепная, особенно если ты студент, только что выпустившийся из универа.
Во-вторых, это очень крутая возможность для разнообразных знакомств, потому что за пределами Вышки парапланы – довольно дорогостоящий спорт. У меня много учеников, среди них многие являются владельцами собственных бизнесов. То есть ты на тренировках и выездах можешь знакомиться со своими будущими работодателями и обретать нужные связи в непринужденной обстановке.
— Какие еще возможности открывает это занятие?
— Это путешествия по всему миру, это целое комьюнити. Я заочно известна в этих кругах, я могу приехать в любую страну, найти форум пилотов, постучаться, и везде у меня будет ночлег. Все ребята очень дружелюбные. Я действительно могу поехать в любую страну, чем периодически и занимаюсь. Это совсем другой уровень туризма – тебя не воспринимают как обычного туриста. Тебя примут как свою, покажут страну изнутри.
Мы, кстати, устраиваем выезды для студентов в разные точки мира. Поездки о-о-очень бюджетные, мы в Швейцарию ездили где-то за 200-300 евро на 10 дней с полетами и со всеми пирогами. Сложно поверить, но такое бывает. Мы просто знаем пути и умеем путешествовать очень доступно, дешево. Не нужно много зарабатывать, чтобы позволить себе сейчас увидеть весь мир.
— Расскажи об интересных случаях во время полетов
— На парапланах можно путешествовать без двигателя и мотора на дальние расстояния. Один наш коллега из Москвы слетал до Тулы и обратно, больше 240 км, за день. В горах есть даже соревнования по бивачным полетам, когда ты берешь с собой параплан, минимальный набор личных вещей, и дальше путешествуешь только благодаря собственным ногам и параплану. Там ребята пролетают в районе двух тысяч километров за 10-14 дней.
А еще один коллега так летает кругосветку. Конечно, он не все перелетает на параплане. Он прилетает в страну, там пролетает маршрут, находит классные места. Потом катает клиентов в тандеме, зарабатывает деньги. Потом опять на самолете летит в еще какую-нибудь страну. Так можно объездить очень много самых разных мест. Это полная свобода, ты ни к чему не привязан и ни от чего не зависишь.
Ты поднимаешься в полете выше Москвы-Сити, видно весь город: закаты и рассветы. Потом можно летать в горах на высоте до 3 с половиной тысяч метров без каких-либо двигателей и моторов.
А еще у нас намечается поездка в Непал – будем летать наравне с горными гималайскими сапсанами и орлами. Можно даже птичку в небе погладить. Был случай, когда я поймала орла в воздухе.
Для тех, кто падок на экстрим, это вообще мега кайфово. Если идти и дальше заниматься, можно учиться воздушной акробатике. Богатая гамма ощущений и разные тренировки, многие на развитие сознания, быстроты реакции и скорости принятия решений. Такие навыки необходимы абсолютно везде.
Еще, говоря об экстриме, аппарат (параплан) можно разогнать за несколько секунд от нуля до ста двадцати километров в час. Ощущения бывают самые разные, от состояния невесомости до перегрузки 6g (да-да, та самая "g" ускорения свободного падения из школьного курса физики, только меньше). Это далеко не детское баловство, а серьезный спорт со множеством возможностей.
Впечатления останутся с вами на всю жизнь: от новых знакомств и отношений до захватывающих дух пейзажей и ощущений полета.
— Почему ты решила этим заняться?
— Одна из причин, почему я продолжаю делать подобные проекты для студентов, в том, что нереально заряжаюсь. Все веселые, задорные, и друг друга питают своей энергией, болеют друг за друга, помогают непрерывно и всегда поддерживают. У нас очень теплая и дружеская атмосфера. Наши участники выходят из зоны комфорта и совершают свои личные подвиги: совершают первый полет, делают новые упражнения, впервые пролетают маршрут.
Помимо атмосферы и всех вышеперечисленных плюсов, я – выпускница Вышки. И я прекрасно помню все трудности и сомнения, которые появляются во время обучения. Сейчас, когда наша школа [парапланов] твердо стоит на ногах, мы можем позволить себе делать такие зимние льготные программы для студентов. Мне кажется, это очень круто, потому что у ребят появляется возможность летать за доступную сумму. Для меня самой это вклад в благополучие мира. Я это очень ценю.
— Насколько это безопасно?
— Действительно важно сказать о безопасности. За 11 лет нашей практики не было ни одной травмы.
Есть три фактора, влияющих на безопасность полета, и если за эти рамки не выходить, то все будет хорошо:
- Хорошее, сертифицированное оборудование. Оно должно подходить по уровню сложности и соответствовать навыкам пилота
- Погодные условия. Они также должны быть учтены в зависимости от уровня пилота и его снаряжения. Мы не летаем в ветер больше 6 м/с, при осадках и при отсутствии видимости
- Состояние пилота. То есть это опыт, моральное и физическое состояние. Перед тем, как начать полет, каждое занятие ребята показывают упражнения на земле, и по этому мы можем оценить их состояние и принять решение, можно ли для них считать сегодняшний полет безопасным. Но случаев, когда ребята приходили с плохим самочувствием, у нас было всего два или три.
На самом деле, это безопаснее всяких покатушек на горных лыжах или сноуборде, потому что, когда ты быстро катишься по склону, вокруг тебя много твердых объектов и в случае ошибки и столкновения последствия страшные. А здесь ты паришь, а в небе сталкиваться не с чем. Есть риск только на старте и на посадке, а прежде, чем тебя допускают до этапов взлета и посадки, необходимо пройти специальную подготовку. До полетов допускают только при освоении необходимых навыков. Снаряжение все сертифицированное – из Австрии.
— Как начать заниматься?
— Самое страшное, пожалуй, это прийти на первую вводную лекцию. Как только у тебя появляется информация, ты начинаешь понимать и разбираться, а значит, уходит страх. Ты понимаешь, что можно, что нельзя. В какую погоду, на каком снаряжении. В общем, начинаешь в этом ориентироваться и успокаиваешься.
С точки зрения физической нагрузки, это легкий спорт: там почти нет кардио- и силовых нагрузок. Управление парапланом происходит благодаря натягиванию строп: это делается очень легко, там нагрузка меньше килограмма. Основная задача – это скоординировать руки, ноги и голову. Прокачка координации тела и мышления – на быстроту соображалки. Даже мой ребенок летает.
Подводных камней нет, все достаточно прозрачно. Занятия проходят зимой, поэтому надо одеваться соответствующе.
— Как организованы занятия в вашем клубе?
— Занятия в зависимости от скорости группы идут 3-5 месяцев. Они проходят раз в неделю по воскресеньям в первой половине дня.
Первые четыре занятия тренируется наземная подготовка, потом происходит полет в тандеме с инструктором, когда у ученика есть возможность управления. Ученик сам совершает посадку, а тренер находится рядом в воздухе, подсказывает по необходимости и помогает совершить посадку.
После наземной подготовки и полета в тандеме совершается первый самостоятельный полет.
Далее идет движение по программе базового курса, когда на каждый вылет дано свое задание, а в конце сдается экзамен. После сдачи экзамена можно также приходить в нашу школу в удобное время и продолжать полеты, арендуя снаряжение. Кстати, снаряжение покупать не нужно, оно арендуется, потому что оно очень дорогое.
Занятия для студентов стоят пять тысяч в месяц. Туда входят арендная плата и минимальная зарплата команде. Цена фиксированная, вне зависимости от этапа вашего обучения. Для тех, кто не является студентом или сотрудником Вышки, цена на курс обычно начинается от 35 тысяч.
Чтобы присоединиться к клубу, можно записаться на полет на сайте или прийти на вводную лекцию 6 декабря в 19.00 на Малый Трехсвятительский переулок. Первое занятие в воскресенье после вводной лекции, то есть 9 декабря. Сами занятия проходят около станции метро Теплый стан. Если есть вопросы, пишите Елизавете Дёминой, основательнице клуба.
Автор: Елизавета Довженок
Фотографии предоставлены Клубом FlyHSE