Non scholae
sed vitae discimus

Опыт победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов

В начале марта в Mercury Space, что в Москве-Сити на сороковом этаже башни «Меркурий», был проведён выездной семинар для победителей и призёров конкурса научно-исследовательских работ студентов.

Опыт победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов

Мы поговорили с ребятами, занявшими призовые места в различных номинациях, о том, как появились идеи их исследований, каково быть победить в конкурсе НИРС, а также об их планах на дальнейшую учебную деятельность.

Даниил Юрченко, ОП «Экономика», 4 курс 

Победа в номинации «Экономика» за работу «Влияние минимальной заработной платы на занятость в регионах России» 

Идея этой работы появилась после переговоров с научным руководителем. Так как я не думал, что студенты младших курсов могут сами выбрать тему курсовой, я решил посоветоваться с ним. Я писал о влиянии заработных плат на занятость в регионах России. Актуальность данной темы можно аргументировать реформой 2016 года. С мая 2016 года правительство РФ приравняло минимальную зарплату к МРОТ, что значительно увеличило размер минимальных зарплат в регионах России. И моей задачей было понять, как повышение заработных плат влияет на занятость в регионах. Я исследовал, как это влияет на людей 15-72 лет, как молодое население могло быть затронуто. Пришёл к тому, что эффекта почти никакого не было, но в то же время оказало влияние на занятость среди молодого населения. 

Мне очень понравился процесс, потому что до третьего курса я никогда не углублялся в темы своих исследований. Для меня это было очень интересной задачей, как хорошее времяпрепровождение — сидишь и в своё удовольствие работаешь. 

Самое приятное — это видеть результаты работы и потом их презентовать. Я бы сказал, что сам процесс очень прикольный. Есть о чем подумать, чем себя занять. Постоянные пробы и в чем-то провалы — это очень драйвово. 

Я хочу написать более фундаментальную работу в рамках курса и опубликовать её, продолжать карьеру в академической жизни и пойти на PhD. 

 

Анастасия Андреева, ОП «Востоковедение», 3 курс 

Победа в номинации «Международная политика, экономика и востоковедение» за работу «Трансформация представления об образе и месте женщины в японском обществе в связи с экономической политикой премьер-министра»

 

Я учусь на японистике. Когда в конце первого курса у нас начался научно-исследовательский семинар, нам предлагали выбрать тему, которую нам бы было интересно исследовать. Поскольку меня интересуют гендерные исследования, я выбрала эту тематику. Я узнала, что в Японии происходят гендерные изменения, потому что этого требуют люди и государство их поддерживает, мол, «нам это нужно для экономики. Ребята, давайте, come on». 

Работать было не очень сложно. Только было мало времени и сил, но в целом нормально. Самым интересным на протяжении всей работы оказался процесс поиска информации. Ты узнаёшь намного больше, когда не только читаешь то, что тебе задали, а находишься в свободном плавании в Интернете.

Что касается ощущений по поводу победы, то наконец-то я чувствую себя молодцом. Это очень хорошо для моего ментального здоровья. (улыбается)

Сейчас я пишу работу на очень схожую с этой тему. На втором курсе у меня начался корейский язык. Соответственно, я начала узнавать что-то новое про Корею. Поэтому на этом курсе я пишу про изменение гендерной ситуации в Японии и в Корее в сравнении, так как у них очень похожий культурно-исторический бэкграунд, но процессы работают по-разному.

Собираюсь идти в магистратуру, но пока не знаю, куда, потому что востоковедение — это либо история, либо филология, а я хочу в культуру и антропологию. Поэтому, возможно, я пойду на то, что напрямую не связано с востоковедением, — социологию или антропологию.

 

Мурат Бакеев, ОП «Экономика», 4 курс 

2 место в номинации «Экономика» за работу «Теория экономического развития Дейдры Макклоски»

Идея работы основана на теме курсовой прошлого года. Сейчас я рассматриваю похожую тематику в более широком разрезе. Сравниваю несколько теорий экономического развития. Американская женщина-экономист Дейдра Макклоски занимается экономической историей. У неё есть интересная и нетипичная для других экономистов теория о том, почему одни страны богатые, а другие бедные, что волнует экономистов со времен Адама Смита. Она говорит, что эти изменения были связаны с трансформациями в этике. У неё получается такая этико-моральная теория экономического развития.

Мне еще на третьем курсе хотелось оставаться в экономической науке, только занимаясь чем-то странным, необычным для экономистов. Я наткнулся на её книги, язык оказался таким интересным, очень приятно было читать, и я решил заняться изучением теории. Я предложил своему научному руководителю, Владимиру Сергеевичу Автономову, проработать её книги, которые я нашёл на английском, сравнить с существующей литературой, дать оценку, сделать вывод. В принципе на основе этого появилась моя курсовая и работа на НИРСе. 

Работать было интересно и в каком-то плане не очень сложно, потому что Макклоски опирается на методы, характерные для гуманитарных наук, а я, наверное, такой не совсем стандартный экономист. Экономисты больше про какие-то количественные данные, про математику и т.д. Мне это интересно, но также интересны методы гуманитарных наук. В общем, это такая междисциплинарная история. Поэтому мне было легко работать с её текстами. Дейдра Макклоски — очень многословный автор. У неё трилогия: три огромные книги на английском. Читать это и систематизировать в некую понятную структуру было не очень сложно, но заняло много времени. 

Очень рад победе, не ожидал, что меня так оценят. Надеюсь съездить с этими результатами на какую-нибудь конференцию и дальше развиваться в этом направлении. 

 

Анна Решетова, ОП «Экономика и статистика», 4 курс 

3 место в номинации «Социология» за работу «Социально-экономическое районирование в Москве: советское прошлое»

Всё раскрутилось с картинки в телеграм-канале. Это была карта Москвы 1889 года с изображенными на ней районами, в которых проживали преимущественно рабочие и, наоборот, преимущественно интеллигенция. На эту карту была наложена схема расположения магазина «Азбука вкуса», и я задалась вопросом, почему всё выглядит именно так. С этого всего и началось моё исследование на третьем курсе. Нам нужно было сделать курсач со статистическими данными. Я сначала подобрала данные для одного исследования, потом для НИСа. Так я доработала до курсовой работы. 

Работать было просто, потому что ты работаешь на драйве — это чисто твоя задумка. Заниматься этим было очень интересно и приятно. 

Самый классный момент — это когда ты осознаешь, что занимаешься по-настоящему интересным для себя вопросом и делаешь свой вклад в будущее науки, что наука — это не просто копаться в каких-то превратностях, это делать интересные для себя вещи. 

Когда получаешь отклик в виде призового места, возникает такое чувство, будто получаешь признание. Ты думаешь, что ты просто делаешь курсовую, как и все твои однокурсники, но оказывается, что это чуть-чуть больше, чем просто курсовая, и что с этим можно работать и даже построить карьеру. 

В дальнейшем думаю поучаствовать в конкурсе научных блогеров, в научных боях, поездить на конференции. Вышка дает много возможностей, и о них надо говорить громче, чтобы люди, которые сомневаются в себе и в своих компетенциях, знали, что могут добиться признания. 

 


Если вы хотите узнать больше о Конкурсе научно-исследовательских работ студентов, вы можете задать вопросы в личные сообщения группы STUDLIFE HSE — мы поможем вам найти на них ответ!

Автор: Лена Малахова