Прошла школа победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов
Участники школы работали над созданием междисциплинарных исследовательских проектов в группах, слушали лекции приглашенных профессоров, участвовали в мастер-классах по развитию академических навыков, расширяли сеть академических знакомств.
«ACADEMICUS MODUS» в переводе с латыни означает «академия как стиль жизни». Такое название было выбрано не случайно – школа призвана помочь студентам, ориентированным на академическую карьеру.
В рамках школы «ACADEMICUS MODUS» участники были поделены на три трека в зависимости своих академических предпочтений. Темы треков были определены созвучно глобальным вызовам человечества.
Первый трек работал в рамках вопроса «Как сократить масштабы неравенства и добиться устойчивого развития в глобальном мире?». Курировал это направление доцент ФСН Евгений Плисецкий. Куратором второго трека была Полина Колозариди, научный сотрудник Института образования. Внутри этого направления участники рассматривали, как интернет-технологии влияют на жизнь современного человека.Третий трек размышлял над тем, как выстроить жизненное пространство человека в эпоху роботизации и искусственного интеллекта. Разобраться в этом вопросе участникам помогала доцент департамента мировой экономики, профессор Наталья Милованцева.
Внутри каждого трека участники разбились на мини-команды по 4-5 человек. Вместе им предстояло сформулировать проблему своего будущего исследования. Важным условием работы было разнообразие академических интересов участников групп – каждая команда включала студентов, занятых в совершенно разных направлениях, что позволило им создать идею настоящего междисциплинарного исследования. Темы, выбранные для изучения, были связаны с тематикой трека, в котором работала команда. Вся школа была одним большим мозговым штурмом – команды боролись за право выйти в полуфинал конкурса, чтобы в дальнейшем представить проекты своих исследований (research proposal) рецензентам и получить грант в 300 тыс. руб. на проведение исследования.
Работа в группах чередовалась с лекциями и мастер-классами приглашенных спикеров.
«Поздравляю Вас, Вы – счастливый обладатель того, что Вы хотите!»
В первый день перед участниками школы выступил проректор Игорь Чириков, который рассказал о вовлечении студентов в научную жизнь университета. Школа «Academicus Modus» - только первый шаг в развитии данного направления. И.С. Чириков рассказал подробнее о Научном клубе НИУ ВШЭ – только появившемся объединении в созвездии студенческих организаций Вышки. Одна из главных задач Научного клуба - поддержка и профессиональное развитие значительного числа студентов, для которых привлекательна академическая карьера. По приезде в Вороново участники школы получили свитшоты с его логотипом.
Затем перед участниками выступила организатор школы Валерия Уткина, рассказав о концепции школы, ее миссии и структуре. Следующий шаг в конкурсе НИРС – создание сообщества. Школа «Academicus Modus» - это не только возможность почувствовать научную жизнь на вкус, но и первый шаг к выстраиванию междисциплинарной научной сети в университете.
На фото: Игорь Чириков, ведущий научный сотрудник Института образования и Валерия Уткина, организатор школы, старший преподаватель ДГМУ ФСН
Вечернюю лекцию для участников прочитал профессор Фуад Тагиевич Алескеров, член Ученого совета НИУ ВШЭ. Фуад Тагиевич заведует муждународной научно-учебной лабораторией анализа и выбора решений и ежедневно сталкивается в разрезе принятия решений с проблемами из самых разных областей науки. Ф.Т. Алескеров рассказал о междисциплинарных исследованиях на примере собственных работ и ответил на вопросы студентов.
Как Джеку построить дом
Второй день школы начался с лекции Вадима Воскресенского «Как написать обзор литературы на основе наукометрических карт?». Участники узнали, зачем и как их можно использовать при составлении списка литературы для исследовательской работы. Прямо во время лекции студенты смогли «нарисовать» собственные наукометрические карты и проинтерпретировать их.
Следующим мероприятием субботы стала панельная дискуссия с редакторами журналов Высшей школы экономики.
Профессор Елена Ярская-Смирнова, главный редактор Журнала исследований социальной политики, показала участникам типичные ошибки в статьях исследователей, которые только начинают свой академический путь.
Акцент на этических особенностях коммуникации между редакцией журнала и молодыми исследователями сделала профессор Ирина Богдановская, главный редактор журнала «Право».
О том, как научиться правильно воспринимать критику и использовать ее для улучшения качества своей исследовательской работы, студенты узнали от профессора Александра Соколова, директора Форсайт-центра.
Профессор Александр Шариков, заместитель главного редактора журнала «Коммуникации. Медиа. Дизайн», описал, зачем стоит публиковаться в научных журналах, и рассказал, с какими ошибками они сталкиваются на своем пути.
На фото: Александр Шариков, профессор факультета Коммуникаций, Медиа и Дизайна и Александр Соколов, ординарный профессор, член Ученого совета НИУ ВШЭ
Вечером Сауле Бекова, м.н.с. Института образования НИУ ВШЭ, провела для ребят методическую мастерскую, где они узнали основные секреты создания академической презентации. На примере семи смертных грехов участникам школы были продемонстрированы главные ошибки подготовки презентации. В практической части участники мастерской смогли исправить ошибки в собственных презентациях. Для решения этой непростой задачи был предложен в том числе такой нестандартный подход: сформулировать идею своего исследования с помощью сказок о репке и Красной Шапочке.
Все только начинается
Финальный день школы начался с мастер-класса «How to write a killing abstract». Под руководством доцента департамента иностранных языков Татьяны Голечковой участникам удалось потренироваться в написании крутых аннотаций для своих исследований.
Днем наступила кульминация всей школы – участники презентовали проекты, которые они в мини-группах в течение всей школы.
Презентации оценивали сами участники. Перед финальной сессией всем раздали бланки для peer-assessment, в которых надо было не просто проставить оценку команде, но оценить работу коллег по критериям. В момент оценки ребятам практически удалось почувствовать себя в шкуре экспертов конкурса НИРС. По итогам оценивания оказалось, что ребята были крайне строги друг другу и лидеров с большим отрывом обнаружить не удалось. Поэтому организаторами школы было принято решение дать возможность всем командам доработать свои планы исследований и представить их рецензентам в срок до 10 апреля. В конце апреля состоится публичная защита проектов и уже тогда лучшие из лучших получат грант в 300 тыс. руб. на проведение своего исследования.
Все участники увезли домой новые знакомства, идеи, знания и навыки. Возможно, именно эта школа положила начало новой лаборатории или прорывному исследованию, которое сотрясет весь мир? Время покажет.
«Это объединение заинтересованных людей»
Валерия Уткина,
организатор школы,
старший преподаватель кафедры государственной и муниципальной службы НИУ ВШЭ
Идея школы появилась достаточно давно. Я много думала о том, как, с одной стороны, поощрить победителей конкурса НИРС, а с другой – замотивировать их развиваться в академии. Школа нацелена на развитие академических навыков участников и, кроме того, дает им возможность пообщаться между собой и выстроить профессиональное сообщество. На школе участники получили возможность пообщаться с лекторами, преподавателями, учеными; напрямую обратиться к редакторам журналов, которые выпускаются издательским домом Высшей школы экономики, – это бывает нечасто.
Есть большая надежда, что школа станет ежегодным мероприятием. То, что самая первая школа в довольно сжатые сроки собралась в таком большом составе и получила хорошие отзывы от коллег, показывает, что это мероприятие востребовано. Мы будем делать все, чтобы школа состоялась в следующий раз.
Отрадно, что на самой первой школе собрались представители всех кампусов – это серьезный успех. Я надеюсь, что будет возможность в дальнейшем проводить и в других кампусах подобные мероприятия, организовывать межкампусное сотрудничество для вовлечения студентов в научную жизнь на принципиально новом уровне.
Такие школы симпатичны тем фактом, что участников привозят сюда ненасильно, принять участие – это их самостоятельный выбор. Именно поэтому здесь создана такая дружелюбная, домашняя, камерная атмосфера, где все обмениваются своими мыслями, идеями. Это объединение заинтересованных людей.